На фото: Кадр из фильма "В руках беспощадного рока" (1914).
В Государственной думе тоже шли разговоры о кинематографии, правда, в форме, не лишенной юмористики: небезызвестный член Думы – Пуришкевич (как сообщало "Русское слово") в мае 1914 г. с думской трибуны обрушился на кинематограф за то, что его – Пуришкевича – высмеяли в какой-то картине.
В доказательство своих претензий, он вынул из кармана ролик пленки и бросил его, как серпантин, к скамьям депутатов. Это, конечно, вызвало смех. Снимок был просмотрен на экране в полуциркульном зале и имел среди депутатов большой успех, так как Пуришкевич оказался высмеянным очень удачно и остроумно. В то же время стало известно, что союз "Михаила Архангела" обращался к Пуришкевичу с просьбой устроить в городах и селах патриотические кинематографы, в целях пропаганды идей союза.
Тогда же в "Голосе Москвы" было напечатано, что некий Шустер заснял на пленку Григория Распутина во время проезда его через город Тюмень на родину – в село Покровское, но демонстрирование снимков было разрешено не ранее, чем последовала соответствующая телеграмма от самого Распутина из Ялты.
Цензура, всегда чуткая к настроениям в высших сферах, запрещала картину за картиной; например, были запрещены такие картины как "Похороны Столыпина", "Санин". Категорически запрещались картины, изображающие тяжелые условия труда.
Несмотря на цензурные гонения, общественный престиж кинематографии укрепился и более не внушал мне опасений. В деловых кругах также, видимо, произошел перелом, и фирмы без особенного труда привлекали средства из других отраслей промышленности. Финансисты и промышленники не могли не видеть, как велика чистая прибыль в кинопромышленности и как быстро в ней растут капиталы.