-299-
Александр
12 марта 1893, Петербург,
курьерский
Чиновный брат мой.
Был сегодня в департаменте. Извини, если письмо будет недостаточно толково. Захворал мой Колька. Вторые сутки t-ra стоит выше 390. Доктор (Липский, приват-доцент Академии) подозревает либо какой-то особый тяжелый, свирепствующий теперь в Питере вид инфлюэнцы, либо скарлатину. На скарлатину наводит его вид кожи. Завтра должно выясниться. Началось рвотой. Сегодня в глотке краснота. Я его изолировал и уложил у себя в кабинете на диване.
Само собой разумеется, что душа у меня в пятках и мозги раскорячились. Боюсь, если действительно окажется скарлатина, то при невозможности полной изоляции она у меня всех троих ребят перекатает.
Перехожу к департаменту. Там все готово, и паспорт твой хотели уже было выдать мне на руки, вдруг (предусмотрительные люди!) вспомнили, что паспорт этот дает тебе право жить только в Петербурге. Для житья в Мелихове или в другой части земного шара ты должен брать отпуск, т.е. тот же паспорт, но с другим текстом. В сущности это, конечно, все равно, но дело в том, что для получения этого отпуска нужно начинать всю процедуру снова, т.е. подавать прошение, ждать журнального постановления и т.п. На это надо потратить, кроме марок, еще три недели. Это одна сторона дела. Отпуск ограничен. Надо менять.
А вот и другая сторона. Ты можешь теперь же подать в отставку "по домашним обстоятельствам". Т.е. я напишу подложное прошение, и через три-четыре недели, опять-таки с участием товарища министра, ты получишь вечный паспорт. Трата времени и марок одна и та же. Это последнее, т.е. отставка, мне кажется выгоднее. Отмытарил, оттерпелся один раз и -- катай хоть на Северный полюс. Отставка не лишает тебя права поступать вновь на службу, если судьба укажет. Но за то с нею тебе уже не будет никаких паспортных хлопот. Тебя определили, как значится в постановлении, сверхштатным, младшим чиновником с правами на государственную службу и на чинопроизводство. Положим, ты, бедняжка, в отставке ни чинов, ни орденов получать не будешь, но зато будешь иметь на них право, если поступишь в полицейский участок писцом.
Меня настолько подмывает желание подать в отставку, что я едва этого не сделал сегодня же, но удержался, считая необходимым известить ранее и испросить твоего благословения. Собственно говоря, паспорт мне дают: сделай милость, бери, пожалуйста. Но тут же и предупреждают, что раз в нем прописан Питер, то в Москве у тебя будут только одни затруднения с полицией при прописке.
Значит, еще 3--4 недели надо ждать. Но мне-то необходимо ведать: что прикажешь? Отпуск, периодически переменяемый, или чистую отставку?
Ответь по возможности скорее. Пока мы будем обмениваться письмами, ты считаешься состоящим на службе отечеству. И так как твоя служба продолжится всего только несколько дней, то постарайся послужить родине как можно поусерднее.
Не забудь еще одного весьма важного условия. Вышли мне свой просроченный паспорт от градоначальника. Отпуск, паспорт или отставку тебе дадут не иначе, как в обмен на твой настоящий, просроченный. Секретарь мне сообщил, что диплом твой, метрика и прочее послужили только для определения тебя на службу, а вид на жительство тебе можно выдать не иначе, как в обмен на вид.
Рагозина два дня нет в департаменте, и переговорить мне нельзя было с ним лично. Может быть, он своей властью и нашел бы способ упростить дело, но надежды мало. Форма должна быть соблюдена прежде всего.
Вот тебе и все. Можешь утешиться тем, что твое имя будет пропечатано в "Сенатских ведомостях" и в "Правительственном вестнике". Можешь даже произносить хулу на всех живых и мертвых языках. Но паспорта все-таки подождать придется.
Жду от тебя ответа и присылки твоего просроченного паспорта. Рассчитываю я, что в понедельник, 15 марта от тебя уже будет получен ответ. Единственное, что удлинит процедуру, это будет тот же товарищ министра.
Сейчас мерял Кольке t. Оказывается -- 39,6. Душа глубже уходит в гузно.
Жена бегает, как растрепанная индюшка, и все измышляет, куды бы ей уехать, чтобы изолировать здоровых ребят.
Ну, будь здоров... Жму руку. Постарайся не задержать ответа и просроченного паспорта.
Что-то скажет завтра Липский о Кольке? Во что вытанцуется его начинающаяся болезнь?..
Никто тебе не кланяется, потому что -- не до поклонов.
Твой А.Чехов.