-183-
Александр
7 апреля 1888, Петербург
Редакция.
Песий ты сын, а не сын Эскулапа. Если бы давались жаропонижающие ремедии, то maximum'ы я и сам без твоей помощи сумел бы объяснить. Беда вся в том, что кроме kali jod {Йодистый калий (лат.).} и боткинского порошка не дается ничего. Теперь, впрочем, два дня уже стал получаться только один максим, но за то солидный: утро 36o, весь день повышение до 38,5 с лихорадкой и потом к часу ночи 39,8 с бредом, руганью и прочими благами. Во вторник возил в карете к Боткину, но он хоронил Миклуху-Маклая и в этот день не принимал. Всуе тряслись больные кости и издержано на карету. Завтра снова приемный день у Боткина и снова везу. Что он провещает -- на том и сядем и тебя уведомим. Кнох ездит пешком (мы теперь с ним соседи) и пользует беседой, которая действительно помогает Анне, как развлечение. Во время визита играет с детьми в их игрушки и по целым часам высиживает, развлекая больную. Денег не берет и получает мзду книгами и газетами, причем всякий раз конфузится -- доброе качество, которого нет у тебя: ты дерешь, не смущаясь, и с больного, и с здорового.
Убийство Корбошки я нахожу разумным и, несмотря на всю грусть, напишу ему оду на смерть.
Жаль, что мать не поедет. Суди ты сам птичьими мозгами: меня нет целые сутки дома, прислуга не успевает удовлетворять капризам и бесит больную невольно. Здоровая баба не может понять и увидеть тех чудовищных рож, которые видятся Анне в бреду. Дети, как неприкаянные: ревут, пугаются, лезут к матери, которая то плачет над ними, то гонит их от себя. Прихожу я из редакции -- новая беда: подай ей ту подлую женщину, на которой я хочу жениться и которая намерена во имя своих будущих детей отравить Кольку и Антошку. Велит искать эту женщину в дверях, в шкафу, под столами, всюду видит яд и отраву. Всю ночь до утра бьешься и не находишь себе места. Ты вообрази только себе ночь, бред, одиночество, невозможность утешить, нелепые речи, внезапные переходы от смеха к плачу, сонные крики напуганных за день детей. Суди, эскулап ирода нашего, какое для меня время и какое горе, что мать не поедет. Одним словом, лучше б тебе на свет не родиться, чем видеть моих детей в этаком положении. Сегодня я пульса у нее на руке найти не мог и дощупался только на шее в биениях сонной артерии; неровен, с перебоями и 76 в минуту.
Косому скажи спасибо за собственноручное уведомление, что он еще жив. Сестру поцелуй за ее две строчки. Они сильно утешат Анну.
Насчет книги. Второе издание не печатается еще. Генерал нашел, что еще рано. Новая книга набирается. Придумай ей поскорей название, чтобы анонсировать в отделе "печатаются".
Скажи Ивану, чтобы не сердился и не жалился, если я не поздравляю его вовремя с ангелом. У меня теперь такие тезоименитства в животе, что не до именин. Это я говорю "положительно".
Нева пошла, но дохло и скверно, как самый климат в Питере.
Кланяйся Синферденфердеру и Карнаушенке. Буренин сшил себе новый пиджак из хохлацкой домотканной материи -- дерюги. Приехал Кочетов; едет Молчанов. Федоров сходил на низ без помощи клизмы. Других новостей в литературе нет.
Сердце, хоть и немного, но от блестящей обстановки все-таки болит.
Прими касторки и запей керосином.
Сейчас скоропостижно умер Самуил Соломонович Поляков. И што ви на ето скажите? Разли ето не гевалт? Што теперь Нотович с бородавкем делать будить?..
Твой Гусев.
Новый экспромпт Буренина мне; сейчас только сказан:
Вам скверно, пакостен вам мир:
Сходите же и вы попакостить в...