01.12.1850 Кутаиси, Грузия, Грузия
Отсюда мы уже опять уселись в экипажи и возвратились в Кутаис после двадцатидневного, кажется, отсутствия. Здесь застал я прибывших в это время трех новых лиц: вице-губернатора полковника Николая Петровича Колюбакина, столь известного на Кавказе под именем немирного, назначенного советником в губернское правление чиновника Гнилосарова и доктора Филевского. Оба последних служили при князе Гагарине в Дербенте, были там его приближенными лицами и переведены в Кутаис по его желанию. С первых же дней, заметив мои постоянные занятия с князем, прогулки с ним и вообще его расположение, они, должно думать, заподозрили во мне соперника на исключительно присваиваемую ими себе привилегию близости к нему, и отношения этих двух господ, особенно доктора, стали ко мне очевидно недружелюбными. Мелкие задирания, едкие шуточки и т. п. раздражали меня и еще более возбуждали недовольство своим положением.
Переждав с месяц, я решился поговорить с Н. П. Колюбакиным. Я рассказал ему, как попал в Кутаис, как вместо адъютантской должности очутился помощником уездного начальника, совершенно против моего желания, и что я решительно стремлюсь к военной деятельности, но не желал бы возбудить неудовольствие князя Гагарина, которому крайне обязан за его расположение. Покойный Николай Петрович вполне согласился с моими доводами, высказал, что мне следует идти прямой военной дорогой, решительно отказаться от всяких административных обязанностей и взялся доложить об этом князю.
Кончилось тем, что губернатор во время обычной прогулки заговорил со мною о моем положении, одобрил мое стремление к военной деятельности, извинялся за предложение адъютантства без предварительных справок и обещал мне полную готовность быть полезным в Тифлисе при устройстве дальнейших служебных моих дел. Затем объявил мне, что около нового года (1851) собирается в Тифлис и что мне лучше будет ехать вместе с ним, а до того остающиеся две-три недели продолжать занятия по-прежнему.
Поблагодарил я, как сумел, благороднейшего князя Александра Ивановича за это и с нетерпением стал ожидать отъезда из Кутаиса, в котором между тем жилось очень весело: каждый вечер приходилось проводить по очереди у местных военных и гражданских властей, отличавшихся большим радушием и обильными угощениями. Чаще всего проводил я вечера у Щ., окончательно успокоившегося за свою судьбу...
13.05.2025 в 22:17
|