Гл. 2. Семья. В светлое будущее
Шестидесятые — годы освоения Космоса, восторга, всеобщего ликования в честь полета Юрия Гагарина; годы хрущевской оттепели и активного жилищного строительства. В районе, где муж получил квартиру, пустырь на наших глазах преображался. Напротив дома поднялся широкоформатный кинотеатр. Вокруг него раскинулся сквер с клумбами, фонтаном. Вскоре рядом с домом появился центральный универмаг. Шутили: «Где мы, там и центр!»
За годы успешных послевоенных пятилеток мы привыкли к тому, что жизнь в стране с каждым днём становится краше и краше. Однако начатая после ухода Сталина перестройка меняла положение. Последовал ряд неудач и в сельском хозяйстве, и во внешней политике. Высшего напряжения достигла «холодная война» с Соединёнными Штатами Америки. Вследствие размещения на Кубе ракет с ядерными боеголовками усугубился международный Карибский кризис. Упразднялись министерства, создавались совнархозы, проводилась политика против личных подсобных хозяйств. При этом значительно сократилось в стране поголовье скота и птиц. Ухудшилось снабжение населения продуктами питания. Решение о прекращении выплат по всем выпускам облигаций внутреннего займа привело к значительным потерям в сбережениях граждан. В стране закончился период высоких темпов экономического роста и значимых достижений в виде первенства в освоении Космоса, использовании атомной энергетики. Постепенно страна скатывалась к застою.
Можно привести целый ряд негативных примеров, но всё это перекрывалось выдвинутым в 1961 году на ХХII Съезде КПСС лозунгом: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». Создание материально-технической базы коммунизма планировалось к 1980 году. А это означало, что уже через два десятилетия наступит светлое будущее: «От каждого по способности, каждому по потребностям!» Послевоенные темпы восстановления хозяйства страны обнадёживали. Трудности казались временными, преодолимыми. В 1964 году, оценив положение в стране, ЦК КПСС предложил Хрущёву сдать полномочия и выйти на пенсию. Высшую руководящую должность занял Леонид Ильич Брежнев.
В шестидесятые годы в стране активно внедрялась электроника. В нашем городе первая электронно-вычислительная машина появилась в научно-исследовательском институте нефти и газа. Она заняла весь первый этаж институтского здания. Для её обслуживания требовались специалисты. По совету мужа я отправилась в вычислительный отдел этого института с предложением своей кандидатуры. Начальник отдела понравился мне с первого взгляда. Высокий, широкоплечий мужчина с выразительными чертами лица, освещёнными сияющей улыбкой. На вид лет сорока. В строгом деловом костюме, отглаженной сорочке и до блеска начищенных туфлях. Внимательно выслушав меня, он предложил посещать семинары по программированию и показать, на что я способна.