Autoren

1620
 

Aufzeichnungen

225752
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Ivan_Belokonsky » В Красноярске - 7

В Красноярске - 7

30.09.1880
Красноярск, Красноярский край, Россия

 Но я уклонился в сторону.

 Возвращаясь к общественной деятельности в сфере помощи товарищам, скажу, что она на каждом шагу подвергала нас и особенно женщин не малой опасности.

 Так, например, в виду трудности и, часто, невозможности добиться свидания с проходящими через Красноярск партиями, приходилось переговариваться с ними в то время, когда партии, окруженные вооруженными солдатами, шли через город. Наши женщины прямо, как говорится, лезли на штыки, всегда умудрялись проникнуть в цепь, переговорить и даже иногда кое-что передать.

 Одновременно с явной помощью товарищам мы, по мере сил и возможности, оказывали помощь тайную, в виде подготовления побегов желающим и укрывательства уже бежавших из Красноярской тюрьмы. В мое время удалось устроить побег, кажется, одному Малавскому. Удивительна судьба этого мирнейшего, казалось, из людей. Его положительно преследовал какой-то рок. Я знал его еще по Киевскому университету. Высокого роста, добродушный украинец, он отличался национальным философским спокойствием, неповоротливостью и поразительным, свойственным тому времени, пуританством. Помню я его арест в Киеве, кажется, в 1877 году. Его предупредили, что надвигается гроза, но Малавский не желал скрыться, потому что... "за месяц вперед заплатил за комнату н считал нужным дожить до срока!" Его арестовали и два года держали в тюрьме. Ходили слухи, что, когда в 1878 г. из киевской тюрьмы освобождали Стефановича, Дейча и Бохановского, была отворена и дверь камеры Малавского, но он, будто бы, отказался бежать, веря в свое оправдание.

 Киевская палата в 1879 г. приговорила его, кажется, на поселение по Чигиринскому делу. Недовольный этим решением, Малавский подал жалобу в сенат, который в 1880 г. приговорил его к 20-ти годам каторги! В 1881 г., по пути на каторгу, Малавский прибыл в красноярскую тюрьму, из которой и решено было его освободить. Предприятие это было совершено с редким успехом. Малавскому доставлен был костюм тюремного надзирателя. Вечером, после поверки он, положив на свою кровать чучело и прикрыв его одеялом, не только спокойно вышел из тюрьмы, но, забыв теплые чулки, возвратился за ними в камеру, взял их и вторично вышел, никем не задержанный. В городе ему была приготовлена квартира у одной акушерки, где Малавский должен был переждать, покуда, после тщетных розысков, власти не успокоятся. Предполагалось, что полиция прежде всего бросится искать беглеца по дорогам, но каким-то образом она узнала, что Малавский скрывается у акушерки. Стали производить обыски у всех акушерок. Малавского предупредили и советовали ему скрыться. Но, преследуемый роком, он, как когда-то в Киеве, не нашел это нужным, подлез под кровать и лежал там с украинским спокойствием, покуда его буквально не вытащили оттуда. Возбудилось, конечно, дело, при чем из участников освобождения дочь красноярского прокурора Долгушина потерпела более других. Эта девушка значительно способствовала побегу. Как раз в то время в тюрьме находился ее брат, Александр Вас. Долгушин, бывший студент Петербургского Технологического института. Уроженец Сибири, Тобольской губ., он впервые арестован был еще 21 года, в 1869 году, по нечаевскому делу, и тогда же привлекался, как сибирский сепаратист. За оба эти дела до суда он просидел в Петропавловской крепости около 2-х лет, хотя впоследствии, в 1871 г. был оправдан петербургской судебной палатой. Вторично его арестовали в 1873 г. по процессу 50-ти, называвшемся также "Долгушинским". По этому делу в 1874 г. он был приговорен к 10-ти годам каторги, которую, как выше сообщали, и отбывал в ужасной Ново-Белгородской каторжной тюрьме, в с. Печенегах, Харьковской губернии, до 1881 г., когда все политические каторжане были переведены на Карийские рудники.

 По пути на последние, Долгушин и пребывал в остроге г. Красноярска, где отец его, как сказано, был прокурором. Следствием такого редкого совпадения было то, что, во-первых, вся семья Долгушиных свободно посещала дорогого им арестанта, которого не видела многие-многие годы, а во-вторых, и другие, находившиеся в то время в тюрьме, политические пользовались большими льготами. Это обстоятельство и дало возможность передать решившему бежать Малавскому все необходимое через сестру Долгушина. Когда бегство обнаружилось, смотритель, известный уже нам Островский, ввел в тюрьме жестокий режим, за что от Долгушина получил пощечину. Результатом же неудавшегося побега Малавского были такие последствия: сестру Долгушина и акушерку, где скрывался Малавский, сослали, кажется, в Енисейск, а Долгушину и Малавскому прибавили 15 лет каторги.

 Однако преследование рока относительно Малавского не прекращалось. В 1883 г. он с несколькими другими политическими арестантами решил бежать из Карийских рудников, но, как носились слухи, опоздал выходом из подкопа, был пойман, отвезен сначала в Петропавловскую крепость, откуда переведен в Шлиссельбургскую крепость, где и умер.

30.12.2024 в 17:17


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame