05.01.1945 Москва, Московская, Россия
Шли годы... Мысленно я возвращался к милой Лизе, уснувшей в кресло, повторяя про себя ее первое слово: "Светает...". Думал я тогда и о судьбе этого гениального произведения, вспоминал свое детство, театры на Волге, где не раз приходилось мне видеть "Горе от ума".
В результате долгих раздумий я пришел к мысли, что на сценах Российской империи комедию А. С. Грибоедова играли в лучшем случае как комедию нравов. Видимо, размышлял я, многолетний цензурный запрет, с одной стороны, и желание прогрессивного общества видеть комедию на сцене, с другой, привели к "среднему" решению. Игралась малая часть того, что написал Грибоедов, большая же часть текста оставалась не раскрытой, не сыгранной. Пьесу не играли "во весь голос". Постепенно такая смягченная трактовка вошла в традицию, породила даже ложное мнение о "несценичности" гениального произведения Грибоедова. А в комедии столь острые сценические положения, такая блестящая интрига, так ясно и действенно очерченные характеры, что она так и просится на сцену. У Грибоедова острый язык, заметьте, почти державинской сочности. И нельзя сказать, что автор хоть в какой-нибудь мере добродушно относится к Фамусову, Молчалину, Хлестовой и ко всем остальным.
Грибоедовская Москва — это почти химеры, обломки этих химер дожили до Маяковского, их век кончался на наших глазах:
"Прочел:
"Почила в бозе"...
Прочел
и сел
в задумчивой позе.
Неприятностей этих
потрясающее количество,
Сердце
тоской ободрано.
А тут
еще
почила императрица
государыня
Мария Федоровна.
Париж
печалью
ранен...
Идут князья и дворяне
в храм
на "рю
Дарю".
Старухи...
наружность жалка...
Из бывших
фрейлин
мегеры,
встают,
волоча
шелка...
За ними
в мешках-пиджаках
из гроба
встают камергеры.
Где
ваши
ленты андреевские?
На помочи
лент отрезки
пошли,
штаны волоча...
Скрываясь
от ламп
от резких,
в одном лишь
лысином блеске,
в двенадцать
часов
ПО НОЧАМ
из гроба,
тише, чем мыши,
мундиры
пропив и прожив,
из гроба выходят "бывшие"
сенаторы
и пажи".
Разве стихи Маяковского не доигрывают тему комедии Грибоедова, разве не великолепно дописана поэтом грибоедовская Москва?
В наши дни комедия Грибоедова — дело истории. Это историческая пьеса на тему "как было". Играть комедию в наши дни надо диалектически: дать ощущение известного процесса во времени, некую историческую стрелу — от Грибоедова и до эмиграции. Играть так, как будто ты ученый с лупой на мягком известняке находишь следы ископаемых, следы вымерших животных. И если так играть, то стихи сами собой лягут на место, потому что автор так их и написал.
Вот, если хотите, ключ к комедии Грибоедова.
09.09.2023 в 20:18
|