Autoren

1566
 

Aufzeichnungen

219666
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Jury_Malkin » Жизнь в наладке... - 50

Жизнь в наладке... - 50

01.07.1978
Баку, Азербайджан, Азербайджан

Азербайджан. Первый приезд в Баку был в 1970 году. Город расположен в южной части Апшеронского полуострова, более 1 млн. жителей, порт на Каспийском море, связан паромом с г. Красноводском, г. Бекдешем (Туркмения), г. Шевченко (Казахстан), морские нефтепромыслы.

 

После несколько формального угара от идей социализма СССР, здесь возобладала тяга к ценностям мусульманского Востока, а склонность к абсолютизму в управлении всех рангов была всегда.

 

Впечатляет своей первозданностью Девичья башня 12 века с её аскетичностью интерьера, но и с немудрящей канализацией древних; комплекс древнейших бань с их куполами, минарет Сынык-Кала, действующая мечеть, в которой мы постигали истовость моления, невыветривающиеся обычаи уклада многовекового ханства. Я пытался познать эту специфику. Вот пыльная лавка-клетушечка, почти пустая, в ней постоянно сидит молодой азербайджанец. Был спокойный разговор о смысле сидения в течение дня без торгового оборота. Он объяснял, что важно положение человека в обществе, его статус. Вот он - торговец, а заработок - дело второе. Та же логика господствовала среди сотрудников министерства, куда я прибыл.

 

В отделе стройматериалов я быстро сообразил, что о деле говорить не следует - так упомянуть невзначай. Сидели долго с зав.отделом, человеком из знатного рода, пили чай из симпатичных местных стаканчиков с пережимом в "талии", курили. Сахар наколот, пьётся вприкуску, чай приличный. Подробно обсудили его потребность в подшипнике к автомобилю. Попал к главному механику Фроиму Абрамовичу Каневскому, здесь разговор носил открытый деловой характер. Перед визитом к министру меня наставляла начальник канцелярии Нина Григорьевна - русский человек, доброжелательный, ну, а друзьями стали с Марией Шафи-Заде. Интернационал (в лучшем смысле), а будни министерской работы я постигал, невольно слыша разговор по телефону, конечно, очень громкий: "Яша, ты тёплое бельё одел— Сиреневое— Белое—" После такой стажировки я ещё был у первого зам.министра (начальное образование) и, наконец, визит к министру - Исаеву Нуриману Агахан-Оглы. Пили чай, говорили о серьёзных проблемах - секретарь у министра, девица лет 15, а вот у министра по металлургии (этажом выше) сидит девица 13 лет! Сменить не удаётся, прямое неуважение, и я с этим искренне согласился. Получив одобрение на свои предложения по организации производства извести в республике из отходов пиления местного известняка - на кубик, я попал к, наверное, единственному деловому заму, с которым всё было решено и оформлено.

 

Поехали выбирать завод для строительства печи с вихревой топкой - новая наша технология. Дорога длинная, потом заседали, вечерело, и хотелось есть, а ждать возвращения в Баку долго. Вышел я, нашёл заводскую кухню, поговорил с пожилой поварихой, она велела прийти через 40 минут. Ну, а я повёл есть всю компанию, включая директора завода и зам.министра. Это было нарушением всех правил этикета, но есть хотели все. Стол был совсем неплох - вкусное мясо, зелень, фрукты, вино. Хорошо посидели. В отделе министерства стал я своим человеком, к отъезду мне подарили отличный набор местных стаканчиков для чая, очень изящных. В здании министерства была и большая редкость в городе - столовая, а на этажах можно было пользоваться большими самоварами. В столовой национальная кухня - супы на основе кислого молока. Вкусно. Утром пили чай прямо на бульваре. Чайник заваривается на твоём столике, чай отличный, к нему бисквиты.

 

Центр Баку - со старинными, красивыми особняками, чистыми, просторными улицами, была и красивая цветная плитка на тротуаре, набережная с её богатой зелёной оправой, подсветкой, фонтанами. Дома - офисы нефтянников, хозяев города, институт - всё нарядно, солидно. Ближе к окраине города - кварталы рабочих, грязновато, неказистое жильё, дух бедности.

 

Я был в Баку не раз, но не в самую летнюю жару, а общение с морем хорошо только вдали от города. Здесь знакомились с производством основного строительного материала города - кубика, выпиливаемого машинами на известняковом плато. Над городом, на горе - большой парк им. С.М. Кирова, но была и встречи с друзьями в домашних условиях.

 

В день завершения очередной командировки, перед отлётом в Москву, посетили старинного приятеля Льва Заварзина (конструктора и моего напарника по поездке) - судового механика— "деда". Был хороший шашлык и большой разговор, я глянул на часы и понял, что на самолёт мы никак не успеем, билеты пропадают - аэродром совсем не близко от города. Но, хозяин отверг наше уныние, немного "завёлся", объяснил, что у них, местных, свои правила жизни. Он позвонил куда-то и отправился нас провожать. Подъехала затюрханная раскрашенная малолитражка, мы сели и поехали. Я не волновался - полёт был сорван, но это можно было пережить, мы были в хорошем подпитии. Поехали на рынок, купили зелень - с собой в Москву... Машина вырулила с улиц города на шоссе к аэродрому. Раздался грохот, и мы понеслись - у машины был форсированный двигатель, а сама она была тренировочной моделью для гонок, и вёл её гонщик. Подлетели к лётному полю, но время отлёта все же вышло. Наш дед-механик пошёл в аэровокзал, мы сидели. Он принёс бутылку отличного шерри-бренди, и мы её выпили. Узнали, что вылет был задержан (технические дела), экипаж ещё не в самолёте, прошли и мы на посадку, улетели. Вообще по местным понятиям спешка была дурным тоном, как и всюду на Кавказе.

 

Например, водитель рейсового автобуса останавливал машину при встрече со знакомым, не спеша беседовал, а затем продолжал рейс. Но эти мелочи меня не расстраивали, а вот в делах - полная безответственность, а порой и непорядочность - наши рабочие чертежи проекта пересняла местная "шарашка", поставила на них свои штампы, а наши фамилии просто удалила. Но при этом, как и всюду на Кавказе, до дела всё равно не дошло. Мудрый Фроим Каневский - старожил министерства, гарантировал мне пустые хлопоты с самого начала нашей встречи в Баку.

 

Был и перелёт из Москвы в Баку на ТУ-104, через 4 часа полёта подлетели к Апшерону, опустились низко над морем, была сильная болтанка, пассажиры страдали. Но сам Баку стоил больше, чем плохой экипаж самолёта, нахальные аборигены, расхаживающие ночью по коридорам гостиницы "Азербайджан" в грязных кальсонах и навязчивые фарцовщики в гостинице "Интурист"— Баку, ценны были его люди, ставшие моими друзьями.

17.07.2023 в 18:41


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame