Autoren

1567
 

Aufzeichnungen

219770
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Jury_Malkin » Жизнь в наладке... - 48

Жизнь в наладке... - 48

01.06.1978
Тбилиси, Грузия, Грузия

Республики Закавказья в бозе почившего СССР.

 

 

Грузия - Ехал в купе поезда— очередная командировка, достал свою привычную польскую колбасу, взял чай, сел за столик есть. Соседка - пожилая грузинка смотрела неодобрительно, затем рукавом сдвинула мою еду, сказала:

 

— Это еда для собаки, — развязала один из своих ковровых баульчиков, достала зелень, лобио, сациви, лаваш. Было вкусно, а я узнал, что есть грузинская кухня и культура еды с многовековой традицией.

 

Долгие годы у меня не было выхода на Грузию, но в 80-х годах была сделана попытка наладить в республике производство стройматериалов - поднять уровень техники эксплуатации печей Аджаметского завода в Колхиде и Авчальского в Тбилиси. Это была безнадёжная попытка - технологические новшества не были близки менталитету грузин и не стояли в ряду жизненных ценностей, были не на первом месте. Так, перевод шахтных печей с топлива в виде дорогого и дефицитного коксующегося угля на природный газ практически не состоялся хотя бы потому, что кокс имел неофициальный спрос у населения окрестных сёл, а газ не продашь...

 

Но наряду с мелковатыми по интересам людьми, как директор завода Цезарь Имнадзе, были деловые чиновники: Георгий Чихладзе, зам.министра Гиви Мепарашвили, наконец, любитель жизни, тбилисский жуир - Сергей Мчедлишвили.

 

Современный Тбилиси красив, проспект Руставели, его нарядная, дорогая одежда, большинство застройки которая сложилась в 30 —40-х годах 19 века, сохранилась, но обветшала. Город раскинулся по обе стороны реки Кура, в котловине, плохо продувается. В ряде улиц - смог от выхлопов машин, а там, где дорога идёт в крутую гору, дышать нечем. Поднявшись на фуникулёре к скульптуре И.В. Сталина, понимаешь степень загазованности улиц внизу. Спускались, в пантеоне - могила матери Сталина, прошли от проспекта Руставели к площади Ленина, там - к современной застройке примыкает средневековое ядро города. На правом берегу реки Кура - старый Тбилисси — Кала с улицами: Серебряная, Красильная, Винный подъём, узенькая Сионская улица с собором Сиони. Побывали разом в армянской, грузинской церквях и в синагоге, где приняли нас дружелюбно как приезжих.

 

Рядом бывший Караван-сарай (с 1650г.), а сейчас музей, выставка коллекций и интерьера квартиры зажиточного еврея-местного интеллигента. На берегу Куры - район серных бань - термальная вода с лечебными свойствами, используется со времени средневековья. Здесь были сады, сейчас их нет, но стоит памятник Нико Пиросмани. Район старого города с узкими ущельями-улицами, булыжной мостовой, ветхими домами. Здесь грязновато, живут, в основном, армяне, беднота. Мост через Куру, грандиозный памятник основателю города Вахтангу Горгасли, виден гребень Сололакского хребта и развалины крепости Нарикала (1Увек). На левом берегу Куры - церковь Эчмиадзин (18 век), храм Метехи (13 век). Вот здесь, на набережной была мною выслушана взволнованная, бессвязная речь местного юноши, уловил я его мечту уехать куда-нибудь...

 

В музее искусств Грузии самое сильное впечатление от простых по манере, выразительных полотен Пиросмани. В подвальный этаж музея, где расположена экспозиция сокровищ, вход был закрыт для отдельных посетителей - следовало посещать это место только группами. Но было установлено взаимопонимание, и молодая грузинка провела нас двоих по экспозиции, рассказала о царице Тамар и её украшениях. Добросердечность здесь ценится, что нашло и словесное подтверждение в застолье с тбилисцем Серёжей - куратором наших работ в Грузии. Обилие выпитого вина привело к приступу моего желчного пузыря, а лечил меня от боли мой сотрудник Линард путём длительного шествия по улицам. Пили знаменитую воду Логидзе - на натуральных соках и без фальши.

 

В основном, работали мы и жили в городе Кутаиси, в Колхидской долине, на реке Риони - в бывшей столице Колхидского и Имеретинского царств. Место это известно с 6 века до н.э. Низменность расположена между хребтами Большого и Малого Кавказа, источник древней грузинской культуры. Алфавитное письмо, связанное с восточно-арамейским. В городе богатый базар с обилием дорогих фруктов, хотя отличные груши свисали с веток деревьев прямо на улицах. Дома, как правило, частные, двухэтажные особняки, древний провинциальный быт. Зашёл поесть, подают одно блюдо - харчо, но отлично приготовленное с обилием хорошего мяса и чеснока. На заводе - столовая, а ежедневное блюдо - "соус"— мясо в соусе из свежих томатов, к нему - большой белый хлеб, бутылки настоящего "Боржоми".

 

Зашли в винный магазин, он безлюден, в нём любые вина, водки - недорого, а в России в это время был суровый дефицит спиртного. Здесь пьют своё вино, покупатели - редкость. У заводских работников свои виноградники, бочки с вином разных лет, принесли нам в гостиницу боченочек и бутылки с отличной чачей. Горевал, переживал мой сотрудник Коля Андреев - всё не выпить! Ненавязчивый исполнительный напарник по работе, к сожалению, рано ушедший из жизни. Вечером пришёл к нам гостить настоящий сван с гор. Он привозил в город овощи, продал, а утром уходил домой. Величественный, немногословный, богатырского сложения человек. Сидели, пили, общались. Устраивали себе праздник - посещение кафе, где продавались горячие, прямо из печи хачапури. Свежий творог, сыр, масло и отличное приготовление.

 

Река Риони представлялась разной - то грозная, ревущая, несущая мощный поток вод с гор, то текущая ручейками по забросанному валунами руслу.

 

Городской парк с аттракционами, быт провинциального города, но я не был там чужестранцем - делилась со мной своими заботами пожилая грузинка в автобусе, говорила долго с чувством, хотя я не знаю грузинского языка. А моя симпатичная молодая сотрудница Леночка Старова охотно демонстрировала свою улыбку, когда мы стояли на шоссе, поджидая машину завода, а её вид превращал в застывшие фигуры с вытаращенными глазами водителей машин, движение по шоссе замедлялось! Заводчане возили нас на курорт Цхалтубо, славящийся термальной(35 градусов) радоновой минеральной водой, возили в горы. Пришлось нам при вылете в Москву везти с собой бутыли с чачей, грузин с отвислым животом (признак солидности) спросил, что везу в тяжёлом бауле, я честно ответил: "чачу от друзей, генацвале!" Смеялся, но в самолёт пропустил.

 

Пришлось нам также путешествовать из Кутаиси в Тбилиси на автобусе, горной дорогой, через перевал. Это очень красиво! Но на заводе - средневековье, рабский труд окрестных крестьян, заброшенная механизация труда, грязь. На территории растут деревья лавра, но есть единственная уборная, в которую зайти невозможно... Пыль и пустота заводоуправления. Свой приоритет ценностей жизни.

 

Перелёт Кутаиси—Москва. Билеты планово и заранее бронируют, забирает их курорт Цхалтубо. Срочно искали и нашли родственника в администрации аэропорта. Летим. Рядом со мной в самолёте сидит молодая дама с кроссвордом. Разговорились. Она снимала хронику на Кавказе, москвичка, видимо, одинокая. Странно, но вскоре мы почувствовали, что люди мы не чужие, не было флирта, но было комфортно, просто хорошо, без потуг. Это редкое чувство, а у меня оно возникало лишь дважды - в студенческие годы - однокурсница Зоя Колесниченко и в зрелом возрасте, в "Ясной Поляне" — филолог Ира Г., но в этих случаях отношения были духовными, но, увы, не безгрешными. Затем - потеря этих людей, не заданных родством, хлопотами, но близких.

17.07.2023 в 18:38


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame