86. Командировка в Ленинград. [~1937]
Глеб ехал в командировку в Ленинград. Раньше он видел Петроград или Ленинград только зимой. Теперь было лето. Он остановился в Европейской гостинице на Невском проспекте. Напротив были часы на башне. Сзади гостиницы – небольшой парк, в нём цветут каштаны. Глеб не ожидал увидеть каштаны в Ленинграде. Ленинградцы в Крыму стояли перед каштанами и рассуждали, что это за дерево, как будто никогда его не видели. Глеб должен был посетить киевских студентов на ленинградских заводах. Воскресенье было свободным, и он поехал в Петергоф с Марьяной, Александровым, его сестрой и с Игорем Янушевским.
Был погожий летний день. С Маркизовой лужи тянул приятный ветерок. Били фонтаны. Было довольно много гуляющей публики. На террасе у дворца стояли столики, подавали мороженное. День пролетел незаметно. Обратно ехали на пароходике по Маркизовой луже. Слева виднелся Кронштадт, прямо против носа пароходика зеленел финский берег. На пароходе милиции не было, так что когда произошёл скандал, дело разбирал капитан. Дело не было сложным. Один грубоватый субъект, с развитой челюстью, пристал к женщине, другой такого же типа мужчина вмешался и съездил первого по скуле.
Ни один из них не доказывал, что другой неправ. Он просто козырял своим положением: я член партии с такого-то года и член Ленинградского Горсовета. А я, говорил другой, секретарь партийного комитета такого-то завода. Важны не поступки, а положения. Десятка бьёт девятку, валет – десятку.
Прошли несколько кварталов от трамвая на квартиру Игоря. Глеб не любил Ленинград. Его монументальные здания центра, Исаакий и Казанский собор, Зимний дворец и Эрмитаж ему импонировали, но расползающиеся в стороны улицы казались серыми, каналы ему не нравились. Он любил синее небо Украины, жёлтые поля, лиственные и сосновые леса Киевщины, ленту Днепра и Чёрное море.
Из Ленинграда он уезжал с удовольствием. Но уехать было не так легко. Железнодорожные билеты на места в мягких и жёстких вагонах были проданы вперёд за неделю. Уехать можно было только в так называемом "международном" вагоне, но стоимость проезда в этом вагоне по командировке не оплачивалась, приходилось доплачивать из собственного кармана. Глеб ехал сначала в Москву.