07.02.1936 Киев, Киевская, Украина
Вера Михайловна Михайлова, 1925-26 годы
Похороны были на следующий день. Пришло несколько старых друзей Надежды Петровны: Белинги, Вера Михайловна Михайлова, Андрей Вуколыч, который принадлежал вместе с Кирияцким и Радковым к студентам "зашкапникам". Знакомство между ними и компанией Надежды Петровны состоялось в 1908 году и закончилось тогда женитьбой Кирияцкого на Лизе Акуловой, а Радкова – на Нине Акуловой. Костя Кирияцкий был давно в Польше, Нина Акулова развелась с Радковым и Вера Михайловна видела его на улицах Киева старого и больного.
Возвращаясь с кладбища, Глеб перебирал в воспоминании прежних друзей и знакомых Надежды Петровны: блестящего доктора Василия Николаевича Михайлова, верного рыцаря Надежды Петровны филолога Перлатова, проведшего всю германскую войну на фронте и погибшего в Крыму, мужа её Александра Ивановича, сначала бедного студента-медика, отданного в солдаты за участие в студенческих беспорядках, больного туберкулёзом, потом модного врача в Кисловодске.
Сама Надежда Петровна высокая, стройная красавица с карими глазами, весёлая, художница и скульпторша. Она вышла замуж 26-ти лет и прожила с мужем и двумя девочками десять лет в Сухуме и Кисловодске. Хозяйством она не занималась, это лежало на Александре Ивановиче. С 1920 года она прожила вдовой 16 лет. Советской жизни она не понимала и всего боялась. Все соприкосновения с внешней жизнью брала на себя Марьяна. Надежда Петровна всегда ожидала какого-либо удара, и он приходил в виде какого-нибудь грубого типа, силой отнимавшего у неё комнату. Теперь эта жизнь, горевшая ярко в первую половину и протекавшая в сумерках – во вторую, была окончена. Гроб засыпан жёлтой глиной на Байковом кладбище, на той же террасе, где лежат её двоюродные братья, Владимир и Анатолий Вакары, где под мраморным обелиском зарыты её мать, Мария Модестовна, и её бабушка, Надежда Платоновна. Три поколения ушло уже под землю, думал Глеб.
Затем мысль его перешла на доктора Кристера. Оля и Глеб познакомились с ним у профессора Василия Николаевича Михайлова. Кристер был тогда молодым врачом и работал с Михайловым в больнице. Некоторое время он был пажем Веры Михайловны, сопровождая её в театры и в кино. В советское время у Кристера было одно событие, положившее отпечаток на его жизнь. Он женился. Непосредственно после свадьбы, в первый же вечер, его жена была арестована НКВД и увезена. Вернулась она из ссылки через 7 лет, но женой Кристера уже не стала. У Эдмунда Кристера были мать и брат, профессор-экономист. Брата и его жену арестовали, затем арестовали и доктора Кристера. Он вернулся уже перед самой германской войной, но видимо с поражением в правах. На войну его взяли не врачом, а рядовым.
С кладбища возвращалась и Вера Михайловна Михайлова. Ей было 56 лет. Жизнь её была в прошлом. Муж профессор и великолепный врач-практик умер в 1922 году. Приёмный сын Лесик повесился в Ленинграде. Потом у неё был роман, последний роман её жизни, с физиком Александровым, который был моложе её лет на 20. У Веры Михайловны была одна черта: с мужчинами, которых она покорила, она обращалась деспотически. Когда Александров расстался с ней, он вскоре женился. Через год он развёлся с женой, у которой остался от него сын.
05.08.2022 в 20:07
|