67. Экскурсия в Ленинград
Зимой Глеб ехал с экскурсией студентов в Ленинград. Это напомнило ему экскурсию в Петроград 1914 года. Только с тех пор прошло 16 лет, и руководил экскурсией не профессор Ганицкий, а он – Глеб. Студенты занимали полвагона в поезде, шедшем на Ленинград через Витебск.
Они пели песню беспризорных:
...и никто не узнает, где могилка моя.
И никто не узнает, и никто не придёт,
Только ранней весною соловей запоёт...
Остановились в Ленинграде в Доме туриста. Было холодно. Ночью по комнате гуляли крысы, оставляя специфический противный запах. Внизу соседнего дома помещалась пивная. Глеб никогда не видел такого количества пьяных, как в Ленинграде. Из пивной вываливалась группа дерущихся людей. Они разбивались на малые, так сказать, "подгруппы". Поперёк трамвайных рельс лежал человек. Двое других утюжили его кулаками. Показался трамвай. Двое стянули третьего с рельс и продолжали бить.
Программа экскурсии состояла из посещения ряда заводов, но не забыты были театры и музеи. В Эрмитаже экскурсию водил учёный, знавший своё дело. В египетском отделе он очень интересно рассказывал об истории и культуре Египта. Через десять минут к Глебу подошёл представитель партийного комитета (он тоже принимал участие в экскурсии):
– Глеб Петрович, скажите ему, чтобы он прекратил эту бузу. Пойдём лучше картины смотреть.
После возвращения в Киев Глебу скоро опять пришлось ехать в Москву по вопросу об утверждении учебных планов. Он взял с собой Олю и с ним ехал студент – секретарь партийного комитета Института.
Получить комнату в московской гостинице оказалось не так легко. Обошли четыре гостиницы, вернулись к первой. Дело в том, что в первой жили Надя Вакар со своим мужем (она недавно вышла замуж). Они обещали следить за освобождающимися комнатами. Первой освободилась не комната, а кровать в комнате, где уже были двое мужчин. Туда удалось устроить студента – секретаря партийного комитета. Теперь и он уже следил за комнатами, которые должны освободиться. Установлено, что в шесть часов вечера уезжает жилец номера 21. Глеб просит дежурного по гостинице записать за ним номер, но дежурный говорит, что это непорядок – они сдают номер только когда за него уже заплачено, а жилец выехал.
Неопытный Глеб не знает, что надо вынуть паспорт и положить в него червонец так, чтобы край его выглядывал. Не подмажешь, не поедешь. Глеб постучал в номер 21.
– Простите. Вы уезжаете в б часов?
– Да.
– Вас не затруднит сейчас заплатить в контору?
– Конечно нет.
Жилец оплачивает счёт. Глеб оставляет паспорта свой и Оли и платит за номер вперёд. Теперь они могут поехать навестить знакомых. Возвращаются они вечером.
– Дайте, пожалуйста, ключ от нашего номера.
– Какого номера? – спрашивает новый дежурный, прежний сменился.
– Двадцать первого.
– Он занят.
– Как занят? Я же за него заплатил. Вон лежат наши паспорта на полке номера. Как вы могли его сдать?
– Деньги мы вам вернём. И можете получить паспорта.
– Я денег не возьму. Почему вы сдали номер, когда на его полке лежат наши паспорта?
– Я думал, они упали с другой полки.
– Хорошо. Мы поговорим с вами в другом месте, и паспорта не будут больше падать.
Тогда дежурный начинает сложную перестановку жильцов. Какого-то молодого человека переселяют в общую комнату третьим. Глеб получает его комнату и доплачивает разницу в стоимости. Когда Оля с головной болью укладывается, прибегает дежурный.
– Надо всех опять переместить, а то вы записаны в одной комнате, а живёте в другой.
– Ничего не надо. Давайте красные чернила и жильцов которых вы переместили.
Глеб перечёркивает написанные на квитанциях цены и номера, надписывает новые и пишет: "Исправленному верить...