59. Смерть Владимира Вакара [1926]
В 1926 году заболел Владимир Викторович Вакар. Всё время держалась температура, хотя и не очень высокая. Перебывало у него много докторов. Одни находили тиф, другие – болезнь печени. Только доктор Кристер сказал, что это внутренний абсцесс. Так тянулось около месяца, затем его перевезли в больницу. Появились признаки общего заражения крови. Рентген ничего не обнаружил. Решили делать операцию. Вскрыли брюшную полость, ничего не нашли и наложили швы.
Глеб пришёл в больницу. Владимир Викторович находился в полном сознании. Он понимал, что умирает. Вероятно в глазах Глеба он прочёл, что с ним прощаются и отвернулся к стенке. Потом началась предсмертная икота, и Владимира Викторовича не стало. Вскрытие показало, что гнойник, не обнаруженный ни рентгеном, ни операцией, был закрыт костями таза.
Владимир Вакар был юрисконсультом профсоюза. За гробом шла вдова, сын и невеста сына, а дальше шли члены профсоюза, около тысячи человек, с оркестром и знамёнами. Погребение происходило по гражданскому обряду. Комья земли падали на гроб, склонились знамёна, оркестр играл траурный марш. Представитель профсоюза сказал краткую речь, напомнив, что покойный знал Ленина и Луначарского.
Глеб сказал Оле:
– Вот Володя был когда-то большевиком, и он был честным человеком. Он был единственным известным мне человеком, в котором совмещались и большевик и честный человек. Впрочем он перестал быть большевиком ещё в 1908 году, а честным человеком оставался до самой смерти.
Виктор Модестович и Анна Эразмовна пережили обоих своих сыновей.
Вдова Владимира Викторовича, Мария Антоновна с сыном уехали на месяц в Крым.
Зимой в театре красной армии на Меринговской улице шёл "Сирано де Бержерак". В зале были Глеб с Олей и сын Владимира Викторовича, Игорь, с невестой Натой, и его приятель, сын ветеринарного врача, Лёня Клисенко тоже с невестой.
– Смотри, – сказала Оля, – обе хорошенькие, не знаю, какая лучше.
– Да, ответил Глеб, – летом мы хоронили Владимира Викторовича. Старое поколение сходит со сцены, это поколение, – он показал на молодые пары, – только начинает жить. Что их ждёт?
Обе свадьбы были отпразднованы весной. Следующей зимой был арестован Лёня и отец Наты, служивший в банке. Больше о них никто из родных не слышал.