На фото : Провозглашение III Универсала, 2 ноября 1917 г. (в центре: военный секретарь С. Петлюра и глава Центральной Рады М. Грушевский – с седой бородой)
43 Октябрь 1917 года
В конце октября до Киева дошли слухи, что в Петрограде власть захватила группа большевиков, руководимая Лениным. В среде интеллигенции это вызвало возмущение. Путч накануне Учредительного Собрания казался бессмыслицей… Никто не верил, что кучка авантюристов долго удержится у власти. Да и кто мог предвидеть, что этот захват власти и учреждение диктатуры окажет огромное влияние не только на жизнь русского народа, но и на соотношение мировых сил.
Однако в солдатских массах большевики имели немало сторонников. Было известно, что артиллерийский дивизион, стоявший в Киеве, находится под руководством большевиков. Единственной дисциплинированной военной силой в Киеве были юнкера, и их в первую очередь атаковали большевики. Военно-Инженерное училище, из которого в июне ушли Глеб и инженер Шелковников, было подвергнуто обстрелу. Юнкера отстреливались. Был убит большевиками генерал – начальник училища.
Большевикам не удалось захватить власть в Киеве только потому, что не дремали украинские организации, опиравшиеся на украинские военные части. В большевистском артиллерийском дивизионе им удалось снять замки с орудий. Власть перешла к украинской Центральной Раде. Во главе украинских сил, часть которых одели в театральные синие жупаны и поэтому их называли "синежупанниками", стоял Симон Петлюра.
Если первые два Универсала Украинской Центральной Рады объявляли только об автономии Украины, то третий Универсал объявил Украину самостоятельной державой, которая и послала в Брест, где был заключён большевиками так называемый "похабный мир", отдельную от российских большевиков делегацию.
При столкновении украинцев с большевиками был убит один из братьев Пятаковых, Леонид, – большевик. Другой Пятаков, Юрий, народный комиссар финансов, был впоследствии расстрелян Сталиным. Был ещё один из братьев Пятаковых, Александр, который скромно работал в металлографической лаборатории Киевского Политехнического Института, затем был директором сахарного завода, а после расстрела Сталиным Юрия Пятакова – пропал без вести.