****
Постепенно нам удалось кое-что узнать о судьбе наших близких.
****
Муж маминой старшей сестры, как член партии, перед сдачей немцам Харькова был направлен райкомом партии в партизанский отряд в качестве комиссара. Однажды при выполнении боевого задания, он, вместе с несколькими партизанами, был схвачен немцами и повешен.
****
Особенно трагичной оказалась судьба маминой младшей сестры, моей самой любимой, веселой и молодой тёти.
Весной 1941 года она заканчивала последний курс политехнического института, была комсоргом курса, отличницей, рано вышла замуж за русского заводского парня и родила дочь. Перед самым входом немцев в Харьков, завод, где работал ее муж, вместе с сотрудниками и их семьями эвакуировали на Урал. Муж тети заявил, что поедет в эвакуацию один, подберет жилье, а затем вернется, чтобы забрать жену и дочь. Как только немцы вошли в город, мать и сестра мужа донесли в полицию о том, что его жена и трехмесячная дочь – еврейки. Они были арестованы и вместе с другими евреями расстреляны на ХТЗ.
****
Мамин младший брат, будучи студентом политехнического института, в начале войны ушел добровольцем в народное ополчение, а затем – в Красную Армию. Вернувшись в Харьков после войны он привез единственную сохранившуюся из наших вещей реликвию – патефон с довоенными пластинками, побывавший вместе с ним на всех фронтовых дорогах.