Autoren

1504
 

Aufzeichnungen

207935
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Gennady_Juryev » Воспоминания инженера - 34

Воспоминания инженера - 34

10.06.1955
Москва, Московская, Россия

4. Защита дипломного проекта

 

Незабываемые мои студенческие годы, насыщенные разнообразными приключениями, к сожалению, пронеслись очень быстро. Время нельзя остановить! Ещё до защиты своего дипломного проекта я должен был отрепетировать эту процедуру, а главное понять, как выступать перед экзаменационной комиссией? Как построить свою ”речь”, с представления какого чертежа начать? Ведь в комплект документации, кроме объёмной пояснительной записки, входили графические материалы на ватмане: общий вид самолёта в трёх проекциях, компоновка самолёта и подробный чертёж спецчасти (у меня это была конструкция элерона крыла). Для того, чтобы разобраться в деталях и последовательности представления указанных материалов высокой комиссии, у меня была возможность посещать защиты дипломных проектов идущих впереди однокурсников. Я внимательно слушал выступления ребят, запоминал последовательность и временной регламент частей доклада. Всё выступление дипломника должно было занять не более двадцати минут! Я прослушал доклады нескольких моих однокурсников и эта информация частично была использована позже при сочинении юбилейных поэм.

 

Утром, перед поездкой в институт на защиту диплома, моя жена Татьяна попросила меня прорепетировать свой доклад. У меня от волнения пропал голос... Но позже голос ко мне вернулся и всё прошло благополучно. Председателем моей комиссии был Михаил Иосифович Гуревич, правая рука А.И Микояна. Ему не понравился "крутой" заборник моего фронтового истребителя (большое сопротивление), сложная кинематика реверса тяги, было обращено внимание на ещё какие-то мелкие недостатки проекта и я в результате получил «четвёрку”.

Но свершилось главное – я стал инженером!

 

В нашем выпуске последним защищался Константин Шустин. Тема его дипломного проекта была достаточно необычной. Много позже в очередной юбилейной поэме я об этом событии написал такие стихи:

 

Последним Шустин защищался

Не потому, что был без сил:

Он, самолетчик, в космос рвался

И этим кафедру бесил.

 

Мы слово "спутник" не слыхали,

Оно ещё не родилось,

А Шустин Константин в деталях

Шар орбитальный преподнёс!

 

Но кафедра тогда была

Во власти папы Фомина:

"Раз самолётчик – проектируй

Стандартный, старый самолёт,

Традиции не игнорируй –

В кабине должен быть пилот!"

 

Фомин "добро" вначале дал,

Потом назад его забрал...

Но Константин – упорный малый,

Защита с блеском состоялась!

 

Описание этого же события в прозе займёт больше места, но будет более спокойным и более подробным. Защита дипломного проекта Шустиным Константином состоялась в конце февраля 1956-го года. Эта защита привлекла к себе особое внимание всего нашего выпуска.

 

Причин было несколько. Дело в том, что, начиная с третьего курса, студенты были разделены на специализированные учебные группы в зависимости от будущей специальности: на самолётчиков, вертолётчиков и ракетчиков.

 

Константин Шустин учился в группе самолётчиков и темой его проекта должен был быть обычный самолет. Но Константин с первого курса был заражён идеями Циолковского и Оберта о покорении космического пространства и выбрал для своего дипломного проекта космическую тему, как будто бы его специальность была ракетчик.

 

Конечно, самолётная кафедра во главе с Николаем Фоминым сопротивлялась принятию такого решения. Но, в конце концов, Шустин победил. Константин был вынужден поместить в свой космический шар лётчика, и самолётная кафедра, после этого, была вынуждена допустить проект к защите. Слухи о необычном проекте распространились по нашему курсу, а может быть и по всему институту.

 

В аудитории, где должна была состояться защита, набилось очень много народа. Ещё бы! Всем нам было очень интересно услышать доклад о необычном проекте. Тем более, что тогда официально космическая эра ещё не начиналась. Председателем приёмной комиссии был сам Артём Иванович Микоян.

 

Константин развесил плакаты и приступил к докладу. Он кратко объяснил суть своего проекта. Подробнее Константин рассказал технологию вывода на орбиту и возвращения на землю космического шара с лётчиком внутри.

 

Слов "спутник" и "космонавт" в то время ещё не было. Эти слова появились в печати и быту немного позже, только в 1961-ом году, после первого полёта в космос Юрия Гагарина. Константин сообщил комиссии и всем собравшимся об ориентировочных значениях суммарных экономических затрат на реализацию своего проекта. Он озвучил свой главный вывод: ”Освоение космоса – дорогостоящее ”удовольствие”, поэтому для его освоения необходимо объединение экономических ресурсов многих государств”.

 

После окончания доклада Шустина комиссия попросила огласить официальный отзыв на его проект. Отзыв написал Васильев, инженер от фирмы Туполева. В отзыве ничего приятного не было, а в конце прозвучала фраза: "Пора кончать с несбыточными фантазиями...".

 

В своём заключительном слове Константин воспользовался этой фразой "противника", но пересказал в положительном смысле, в защиту необычного проекта: "Я тоже так думаю, как и рецензент, пора реализовывать несбыточные фантазии по освоению космического пространства в конкретных делах!".

 

Зал взорвался аплодисментами, а председатель комиссии Анастас Иванович Микоян одобрительно кивнул головой и произнёс: «Пора!» Константин был распределён в НПО «Энергия” к Сергею Павловичу Королёву, который в это время уже серьёзно занимался космосом.

13.07.2022 в 19:51


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame