Autoren

1481
 

Aufzeichnungen

203050
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Viktor_Pritula » Поля смерти. Кампучия Июль 1980 - 2

Поля смерти. Кампучия Июль 1980 - 2

21.07.1980
Пномпень, Камбоджа, Камбоджа

Приведем небольшой отрывок из зарисовки Федора, опубликованной в начале 80-х в одной из московских газет.

"Никогда я не видел столько неразорвавшихся мин и снарядов. Первая мина, найденная в рисовом поле месяца через три после приезда в Кампучию, бросила в дрожь, но мне объяснили, что такие мины обычно уже обезврежены. Разве что когда крестьяне выжигают стерню прошлого урожая, разнесется в знойном воздухе страшное эхо войны. Эта смертоносная железка тоже была без взрывателя,

Как-то ночью, сразу же по приезде в Пномпень, мне приснилась дорога с мертвыми деревьями по обочинам. Дорога казалась бесконечной. А утром мы поехали в Прейвэнг, и деревья вдоль дороги были действительно мертвы. Их подпилили у основания,

- Они убили деревья, потому что боялись,- сказал тогда наш кхмерский куратор, переводчик и гид Сомарин.

Содеянное полпотовцами казалось нелепостью, но они действительно боялись. В тот последний год они боялись всего. Народа, который предали; тишины, готовой в любой момент взорваться выстрелами патриотов; деревьев, которые могли укрыть повстанцев... Даже в Пномпене, из которого выселили всех жителей, главари режима не чувствовали себя в безопасности. Они почти никогда не жили в правительственной резиденции Чанкормон, а Пол Пот и вовсе не показывался на людях. Никто не знал, где живет этот верховный палач, искавший истину в неуемном садизме. И сегодня неизвестно, где скрывается этот убийца, приговоренный за свои преступления народно-революционным трибуналом НРК к смертной казни. У въезда в бывший город Кампонгспы, когда-то единственный крупный населенный пункт по дороге в морской порт Кампонгсаом, тишина была такой же тяжелой, как и по пути в Прейвэнг. По разбитому мосту через речку Тноут мы проехать не могли и, оставив машину, пошли по дороге, некогда оживленной, но сейчас абсолютно безжизненной.

Мы стояли посреди главной улицы. Она была самая длинная и самая широкая в этом бывшем городе. И главное - еще не успела зарасти травами. Все другие улицы города быть улицами уже перестали.

- Почему люди не вернулись в Кампонгспы? - спросил я Сомарина.

- Думаю, некому сюда было возвращаться, - сказал он,- да и некуда...

Наполовину развороченный трехэтажный дом стоял, словно разрезанная тупым ножом коврига. Он уже пророс деревцами, которые торчали отовсюду. Другой дом зиял пустыми глазницами окон, у третьего провалилась крыша. Во дворах - изъеденные ржавчиной остовы автомобилей, водопроводные краны, из которых уже никогда не потечет вода, высохшие колодцы, засыпанные палой листвой...".

 

Сегодня Федор находит массу несуразностей в этом тексте. Во-первых, зачем "красным кхмерам" было пилить деревья вдоль дороги? Скорее это могли сделать бойцы ВНА, чтобы колонны бронетехники не нарвались на засаду. Во-вторых, до сих пор не ясна трагедия провинциального центра Кампонгспы. Армия Пол Пота не жила в городах. По своей сути это была крестьянская армия, для которой всё городское было чуждо.

Федор уже не может с уверенностью утверждать, что именно "красные кхмеры" умышленно разрушили Кампонгспы. Если они бежали из Пномпеня, оставив повстанцам и регулярным бронетанковым подразделениям ВНА столицу "на блюдечке с голубой каёмочкой", то какой смысл был удерживать провинциальный центр, который к тому же находился чуть в стороне от дороги № 4, связывающей Пномпень с портом Кампонгсаом.

Ведь знал же Федор в 1982 году, когда этот текст был опубликован, что уничтожение Кампонгспы полпотовцами – факт более чем сомнительный.

Скажем, в первые два месяца их пребывания в Пномпене Федор не задавался такими вопросами. Всё, что преподносили кхмерские товарищи, воспринималось как данность. Но потом он начал во многом сомневаться. Он начинал догадываться, что страшные разрушения, которым подверглись провинциальные центры Прейвэнг, Свайриенг и Кампонгспы - результат карательных рейдов правительственных войск генерала Лон Нола против "красных кхмеров", итоги печально знаменитой операции "Ченла -II", после которой Лон Нол понял, что его "Республика Кхмер" не проживёт и нескольких месяцев. А ужасные разрушения в пограничных с Вьетнамом провинциях в так называемом "Клюве попугая", практические снесенные города Прейвэнг и Свайриенг - дело американской авиации, совершавшей "ковровые бомбардировки" Камбоджи.

 

"Во многая знания - многая печали". Поначалу печали у них не было, равно как и знаний. Был один кураж дорвавшихся до творчества дилетантов. Они всё списывали на злодеяния "красных кхмеров". Так было проще жить! Так Федору объясняли ситуацию Сомарин и другие товарищи из местных народно-революционных комитетов. И эти объяснения его вполне устраивали. А потом Федор и Павел тиражировали «ложь во спасение».

Они делали это не со злого умысла, и даже не по неведению. Они были «героями своего времени» и жили по матрицам того времени. А матрица для здешней журналистской работы была проста: "все злодеяния в Кампучии - дело рук Пол Пота и его преступной клики".

Из песни слов не выкинешь. От написанных уже в Москве кампучийских очерков и зарисовки Федор не может отречься от. Не станет говорить о том, что всё это плоды тогдашних заблуждений. Как раз заблуждений у него на этот счёт через пару месяцев работы не было.

12.06.2022 в 18:53


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame