Всего этого Федор Н. тогда не знал, да и не мог знать, поскольку Кампучия была для него столь же далека, как остров Таити. Просто после семи лет работы в международном отделе программы "Время", где он прошёл все ступени редакторского ремесла, случилась вот какая история.
Как уже отмечалось, в конце декабря 1978 начале января 1979 года части вьетнамской народной армии в результате блистательного блицкрига разгромили дивизии "красных кхмеров" - своих бывших собратьев по оружию и в известной мере учеников. К началу 1975 году стало ясно, что ни армия Республики Южный Вьетнам, ни камбоджийская республиканская армия Лон Нола не смогут устоять перед натиском частей вьетнамской народной армии и партизанских соединений "красных кхмеров" - этих таинственных "людей в чёрном". В апреле 1975 года всё кончилось.
Но если Сайгон люди с Вьетнамского Севера "зачищали" по тихому, с оглядкой на мировое общественное мнение, то "красные кхмеры" в течение двух-трёх недель очистили крупные города от населения так, что там живой души не осталось.
"Сначала они сказали нам, что американцы бросят на Пномпень атомную бомбу, поэтому нужно уйти подальше в поля, в деревни".
Сколько таких рассказов Федор понаслышался.
Кто они? Как они это сказали? Как вы уехали из Пномпеня?
Часто вместо ответа он наблюдал лишь замешательство у своих собеседников.
Люди, вернувшиеся в марте 1979 года в Пномпень, никогда там раньше не жили. Коренных пномпеньцев можно было сосчитать по пальцам.
Современные раздумья автора.
Впрочем, после Камбоджи была Сомали, и уж совсем рядом - Югославия. Там жестокостей было не меньше чем в Камбодже. Просто Камбоджа - это 80-ый год, год "зеро" по меткому определению одного француза. Мир содрогнулся, но позднее он стал толстокожим.
"Не лезьте вы не в своё дело. Это была наша война и наша революция. Мы строили новый мир. Новый прекрасный мир. Без денег. Без богатых. Без бедных". Это говорили мне в минуту алкогольного откровения некоторые бывшие "красные кхмеры", перешедшие на другую сторону.
На самом деле "красные кхмеры" во главе с "братом № 1", так соратники величали Пол Пота, создали свой кампучийский "Чевенгур" - большую зону. Но в ней всегда были, есть и будут паханы. И не важно, кто они - функционеры "Ангки", или комиссары в пыльных шлемах. Рано или поздно они приходят и начинают всё делать по-своему.
Егор Тимурович Гайдар - внучок своего дедушки в пыльном шлеме - чем он был лучше Пол Пота?
Лучше! Людей по его приказу мотыгой по темечку не кончали. Денег он не отменял! Просто превратил их в фантики, в то время как его рыжий друг напечатал другие фантики, ценою якобы в две "Волги", а на самом деле в одну бутылку польского спирта "Рояль".
Правда, потом за эти фантики «паханы» скупили всё государство и теперь стали олигархами. А потом пришли другие «паханы» и отобрали у не вписавшихся "в понятия" олигархов их «золотые ключики»!
И чем они лучше Пол Пота?
Просто сегодня быть Пол Потом не модно!
Гламура в нём маловато.
Но это до поры, до времени! Комиссары в пыльных шлемах ждут своего часа.
А потом снова «мир хижинам, война дворцам»! Или «так жить нельзя!»
А как можно неуважаемый «мэтр дю синема»? Как можно жить по вашим едросовским правилам? Как старый «ворошиловский стрелок»…
Яйца этим «олигархическим паханам» отстреливать?
Так против их мордоворотов и Рэмбо – цыпля!
Салот Сар (настоящее имя Пол Пота - Брата № 1) умер в аскетической бедности. И, как говорят, некоторые деревенские жители его оплакивали. Искренне.