Autoren

1640
 

Aufzeichnungen

229312
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Boris_Rodoman » Сезонные ритмы в моей жизни - 4

Сезонные ритмы в моей жизни - 4

04.12.2016
Москва, Московская, Россия

4. Некоторые методологические разъяснения

 

     Кривая ЖТ построена без измерений, методом качественной математики, для которой важны не цифры, а отношения между отношениями: в хорологии «ближе-дальше» и «больше-меньше», а в хронологии «раньше-позже» и «больше-меньше». Схема моих сезонов в значительной мере является следствием переноса методов теоретической географии на хронологические исследования (историографию, биографии, фенологию), поэтому вместо географической карты мы имеем профиль, а вместо картоида – профильоид. Вот как можно назвать мою кривую, и мы имеем право её анализировать так же, как геоморфологи изучают профиль земной поверхности.

     Человеческий организм, как и любое живое существо, является между прочим и быстродействующей вычислительной машиной. Вычисления совершаются не в цифровой, а в аналоговой форме и подсознательно, их промежуточные этапы неизвестны. Налицо  только результат – то или иное действие. Например, лавирование пешехода между движущимися автомобилями, перепрыгивание через ручей или канаву, да и обыкновенная ходьба. Чтобы научить этим действиям робота, понадобились десятки лет сложнейших вычислений. А между тем, всякий здоровый живой человек проделывает эти операции, не задумываясь.

     Итогом латентных вычислений без цифр, производимых интуитивно и бессознательно, может быть некоторый образ. Это может быть художественный образ;  может быть и решение, предлагаемое экспертом. Оно не подлежит оценке и проверке, а должно или не должно приниматься потребителями как целостная данность.  Творца не проверяют – ему доверяют. Доверие не берётся из ничего, оно обеспечено профессиональным и более широким социальным статусом автора. Этот статус формируется сравнительно медленно путем публикации и признания предшествующих работ данного автора или быстро путём его коммерческой «раскрутки» и массированного внушения. Для того, чтобы «Черный квадрат» или  банка с экскрементами считались произведениями искусства, нужно, чтобы их автор был ранее признан как известный художник и вписан в соответствующую субкультуру.

     Аналогичная ситуация имеет место и в гуманитарных науках, занимающих промежуточное положение между наукой в узком и строгом смысле слова (математика, естествознание) и такими феноменами культуры, как искусство, философия, религия: по мере движения от первой к последним уменьшается роль верифицируемого знания, но возрастает роль веры. Поскольку «картоиды Б.Б.Родомана» давно известны и в кругах географов  признано, что за ними стоит некоторая реальность, то и другие модели того же автора в том же духе заслуживают некоторого доверия.

     Теперь обратимся к геоморфологическому анализу профиля. На нём видны четыре горы, или холма, но их расположение не вполне соответствует традиционным сезонам – зиме, весне, лету и осени. Из них первая  гора, зимне-весенняя,  наиболее объёмна, моноклинальна и имеет вид двуслойной  куэсты; её верхний, тонкий слой денудирован неглубокой Мартовской ложбиной. Нижний слой неправдоподобно толст, чего в настоящей геологии, по-видимому,  не бывает. Остальные три горы, а также холм в начале (в левой части)  Чёрной ямы, более антиклинальны.

     Расположение нулевого уровня найдёно путем простой двузначной оценки. Я приблизительно прикидывал, в какие дни (пятидневки) года мне жилось «скорее хорошо, чем плохо», а в какие «скорее плохо, чем хорошо». Полученные  неровности интуитивно сглаживались.

     Измерение структуры нулевой линии показало, что она на 64,5% подпирает горы, а на 35,5% покрывает впадины. Иными словами, это означает, что я на две трети счастлив, а на одну треть несчастен. Такое преобладание счастья над несчастьем кажется (и показалось одной проницательной  слушательнице  моего доклада) неправдоподобным и подозрительным. Господствует убеждение, что добро и зло в мире в лучшем случае уравновешены, а при чуть более реалистичной и потому пессимистичной оценке должно преобладать зло (вспомним хотя бы о неизбежности  болезней и смерти). Оптимистичная структура профиля явно противоречит:  1) моей общепризнанной репутации злопыхателя, пессимиста и циника; 2) самооценке моего повседневного настроения, в котором, как сказано в разделе 1, почти две трети времени занимают депрессии, а эйфория – не более десятой части. Как же объяснить и примирить эти противоречия?

     4.1. При составлении годичного профиля ЖТ учитывались и оценивались (как хорошие и плохие) различные прошедшие  события, тогда как при изучении повседневных колебаний принималось во внимание только сиюминутное настроение.

     4.2. Модель смены сезонов родилась в середине моего жизненного пути, а  оценка повседневного настроения относится к  преклонному возрасту.

     4.3. Годичный профиль и повседневные колебания настроения  обладают разным масштабом, получены при разных направлениях генерализации и нуждаются в разных единицах измерения: для сезонов это дни и пятидневки, охватывающие весь год;  для повседневности – часы бодрствования. Из теоретической географии известно, что высшие и низшие территориальные таксоны «существуют» в своих различных, не перекрывающих друг друга диапазонах масштабов. Природные зоны В.В. Докучаева – Л.С. Берга не могут быть изображены на той же карте, что и урочища и фации Н.А. Солнцева, однако степень реальности тех и других в глазах географов от такой ситуации не уменьшается.

     4.4. Горы получились высокими, а впадины неглубокими, потому что первые устроены сложнее и надо было показать их рельеф,  тогда как вторые устроены проще. Растягивание чертежа к низу не придало бы ему большей наглядности. Возможно, что «счастье» и «несчастье» показаны на чертеже в разных масштабах – если можно вообще говорить о масштабе при отсутствии единиц измерения на оси ординат. Кривая получилась скорее топологической, нежели метрической, а, точнее говоря, квазиметрической.      

     4.5. Есть основания предполагать, что моя жизнь «на самом деле» гораздо лучше, чем она кажется мне самому и некоторым моим знакомым. Постоянные страдания от недоступности девушек и от недостатка денег, терзавшие меня в молодости и в среднем возрасте, сегодня кажутся уже не трагичными, а входят в приятные воспоминания.  Пессимизм, постоянное ожидание худшего помогает избегать разочарований и всегда радоваться тому, что беда не пришла. Оптимизм и пессимизм – два разных способа восприятия одного и  того же. Одни скачут  на розовом коне, а другие  на вороном, но финиш у всех один [18]… В пользу гипотезы о преобладании счастья свидетельствует и тот факт, что я прожил 80 лет, не испытывая сколько-нибудь заметных страданий от своих многочисленных болезней. Если бы я подражал своим ровесникам и «лечился» в доступном мне социальном, имитационном секторе «здравоохранения», то мучения, не только физические, но и моральные, стали бы неизбежными.

     Многих слушателей моих докладов пугала Чёрная яма, расположенная в самом конце года. Они уже видели в ней нечто психиатрическое… Спешу утешить моих современных читателей. Как я уже отметил (п. 3.22), кривая ЖТ с годами сглаживается, а наиболее одиозные впадины исчезают. К настоящему времени Чёрная яма практически исчезла, превратилась в неглубокое полувысохшее болото. Лежавшие в ней кучи «негатива» размазались по другим сезонам, уже не столь ярко выраженным. Весна и лето стали менее яркими, но зато и предзимье не столь тягостно. Мой дух закалился в многочисленных мелких, пустяковых неприятностях и дрязгах;  теперь я лучше справляюсь со своими депрессиями и не допускаю нервных срывов.

     Кривая ЖТ, строго говоря, может быть получена и более формально, путём массового сравнения всех дней года или всех пятидневок между собой. Для этого можно расположить оцениваемые временные интервалы в виде квадратной матрицы (таблицы)  365 ; 365 или 72 ; 72 и на пересечениях их строк и столбцов  отметить двузначно (1 или 0, + или –), какой интервал лучше, а потом, подсчитав полученные оценки, расположить точки на графике и через рои точек по их «центрам тяжести» провести кривую. Для её сглаживания всё же понадобится какая-то априорная концепция. Она бывала даже у рядовых топографов, проводивших изогипсы (горизонтали рельефа) вручную, до появления аэрофотосъёмки. У разных школ топографии был разный почерк (у одних горизонтали получались угловатыми, у других закруглёнными).  Тем более при оценивании человеческой личности нам всякой субъективности не избежать. Не лучше ли смело довериться  интуиции и приступить к рисованию с уверенностью, что первый образ, родившийся внезапно, путём озарения, есть самый верный, и исправлению не подлежит.     

06.06.2022 в 14:29


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame