10.11.1947 Торонто, Канада, Канада
Мое решение было принято, но время выполнения еще не наступило. Пока что мне представилась возможность сделать непосредственный вклад в военное обеспечение евреев. Я работал в офисе, когда вошла весьма известная, но неожиданная посетительница. Миссис Аяла Закс, прославившаяся своими подвигами, будучи агентом союзников в оккупированной Франции, а ныне жена Самуила Закса, президента сионистской организации Канады. В обстановке секретности, привычной со времен войны, а также соответствующей ситуации, она познакомила меня со своим компаньоном, палестинским евреем по имени Гутман. Выяснилось, что Гутман был представителем Хаганы в Северной Америке и имел для меня лестное предложение. Он пригласил меня стать руководителем Хаганы в Канаде. С радостью приняв его предложение, я выполнял эту работу в большой тайне.
В то время нам сказали воздержаться от вербовки, поскольку у евреев было больше солдат, чем оружия. У Ишува было достаточно своих забот без того, чтобы вооружать, кормить и содержать группы зарубежных добровольцев. Главная наша цель сейчас – оружие. Добыть его – только часть задачи, британский флот все еще плотно блокирует палестинское побережье, перевозка оружия является сложным и опасным делом. Наш канадский комитет Хаганы ничем не мог помочь по этой части, но мог собирать деньги для покупки оружия. С помощью таких преданных работников как Юстас Гарри Батшов, Мое Майерсон, Мое Шулемсон и многих других, мы добились заметных успехов в сборе денег от канадских сторонников.
Закупка оружия не входила сферу моей деятельности, и я был рад ничего о ней не знать, отдавая дань секретности. Но я знал достаточно, чтобы представлять тяжесть такой задачи. В самые лучшие времена вы не могли зайти в ближайший оружейный магазин и купить сотню противотанковых ружей или тысячу гранат или полсотни пулеметов. Добавим к этому, что английская разведка была начеку и главной проблемой было, найдя нужное оружие, тайно его купить и потом переправить в Палестину. Йосеф Эйтан (Джо Эйсен), с которым я познакомился в Израиле, каким-то образом управлял этими операциями с большим успехом. Много народу помогало ему, включая моего брата Джо, участвовавшего в закупке деталей пулеметов и даже в искусной контрабанде их в Палестину. Большую помощь на всех этапах оказывали еврейские бизнесмены, производившие излишки армейского снаряжения. Затем, используя свои связи, они придерживали очень важные детали и жертвовали их бесплатно.
Я однажды был непосредственным участником покупки оружия, когда ехал в Нью-Йорк с Самуилом Заксом для совещания с Элиезером Капланом, казначеем Еврейского Агентства. Мне нужно было его разрешение потратить огромную сумму – 1000 долларов - на несколько портативных противотанковых ружей. Он отказал, мотивируя тем, что денег мало и первостепенной задачей является закупка пшеницы для питания 800 тысяч евреев, которые останутся после ухода англичан. Противотанковые ружья, настаивал он, не самая большая необходимость. Я был потрясен и объяснил ему, что если не будет закуплено столь необходимое оружие, еврейских ртов останется очень мало. Он не уступал. Деньги, сказал он, тратить нельзя. На этом встреча закончилась, поскольку деньги не поступили, сделка сорвалась.
Если в Канаде такие покупки проходили нормально, то в Соединенных Штатах существовали ограничения поставок военной техники на Ближний Восток. Госдепартамент проделал столь тщательную работу для введения этого запрета, что даже колючую проволоку отнес к запрещенному оружию. В Канаде напротив не было особых трудностей при покупке важного вспомогательного оборудования, такого, как джипы, грузовики, системы связи. Продажа подобной техники не ограничивалась. Мне самому удалось раздобыть несколько канадских раций «19», произведенных во время войны для Красной Армии, но не поставлявшихся. Позже, во время осады Иерусалима, это были единственные системы связи. Их нельзя было перепутать – приемопередающие рации с клеймом «Сделано в Канаде» и русской маркировкой были легко узнаваемы.
Еврейское агентство было основано 11 августа 1929 на 16-м конгрессе сионистов. Официальным названием было The Jewish Agency for Palestine (Еврейское агентство для Палестины), центральный офис располагался в Лондоне. Другое его название - Сохнут.
21.04.2022 в 13:03
|