Семейный праздник
(То, о чём рассказывается в этой части, произошло в самом начале нашей жизни в Германии.)
Мы живём в центре, поэтому вся подготовка к Рождеству шла на наших глазах. Всё происходило постепенно, но каждый день приносил новости. Вот очередной магазин украсил свою витрину. Похорошели улицы: на них появились зелёные ёлочки с мишурой.
В продуктовых магазинах стали продавать традиционные сладости, характерные только для Рождества: имбирные пряники, жареные каштаны, рождественский пирог "штоллен", фигурки из марципана и большие марципановые конфеты в ярких блестящих обёртках.
А вот на центральной площади появилась высокая ёлка! В газете прочитали: её высота 25 метров! Сначала она стоит без игрушек, её устанавливают, укрепляют. А спустя какое-то время встреченная соседка спрашивает: "Вы видели? Ёлку уже украсили!" И мы разворачиваемся и идём к ёлке, разглядываем украшения, любуемся. А потом появляются около ёлки и в других местах разборные киоски-домики, где продают глинтвейн и разные закуски и сладости.
Вдруг на площади, где стоит ёлка, появилась музыка. Она начинает звучать во второй половине дня - весёлая, быстрая и медленная, таинственная и красивая. А ближе к Рождеству музыка звучит весь день, утром потише, к вечеру громче.
В дверях большого магазина появилась заводная кукла выше человеческого роста. Это Вайнахтсман (Рождественский дед) в красном полушубке и красной шапке с белым мехом. Он под весёлую музыку пританцовывает, машет руками и, смешно виляя бедрами, приседает. Не только дети, но и взрослые смотрят на него со смехом и восторгом.
Город стал сказочным! Выходя из дома, смотришь по сторонам, с любопытством ожидая новых сюрпризов. Каждый день приносит чудеса, которые множатся по нарастающей. Что же будет завтра?
И вот наступает 25 декабря, Рождество!
После завтрака мы с мужем выходим из дома, готовые к кульминации праздника, и глядим по сторонам. Всё украшено, всё горит и сверкает. Но ... наши улыбки постепенно исчезают. Никто не идёт навстречу. Позади тоже никого. Ни одного человека на расстоянии взгляда. И вдали никого не видно. В чём дело?!
Недоумение сменяется тревогой, сначала становится как-то не по себе, а потом ещё хуже. Ни одного человека. Магазины закрыты - это понятно: праздничный день. Но закрыто всё вокруг: все кафе, кафе-мороженое.
Мы одни в пустом городе. Одинокая ёлка на площади позвякивает большими игрушками, ветки покачиваются... И снова полная тишина. В городе что-то произошло. Но что? Сигнала тревоги или сирены мы не слышали... Растерянно смотрим друг на друга.
И вдруг из тишины и пустоты появляется одинокая женская фигура. Мы видим нашу соседку, она давно приехала из России, говорит по-русски - бросаемся к ней! Увидев наши напряжённые лица и узнав причину нашей тревоги, она рассмеялась.
- Так сегодня Рождество, разве вы не знаете?
- Ну, да, праздник! А люди-то где?
- Все сидят по домам. Приехали родственники. Беседуют, поздравляют друг друга.
Со временем мы поняли, что такое на самом деле семейный праздник, каким является Рождество. Все члены семьи, которые живут в разных городах, обязательно съезжаются вместе, собираются в одном доме.
У наших немецких соседей, пожилой пары, две взрослых дочери. Одна живёт в Испании, другая - в Швеции. Каждый раз они договариваются, где лучше и удобнее им всем встретиться. На одно Рождество дочери приезжали к родителям. А в другой раз родители отправились к одной из дочерей, куда приехала и вторая дочь.
Рождество немцы празднуют довольно тихо, степенно, ведут беседы, попивают вино.
Это праздник, который собирает всю семью за одним столом. Даже подростки и молодёжь откладывают дела и посвящают время родным. Дух Рождества собирает всех вместе.
Первый и второй дни Рождества немцы отмечают в кругу семьи и родственников. После скромного завтрака и церковной службы - праздничный обед с типичным рождественским гусем, картофельными клёцками и тушёной краснокочанной капустой. После обеда следует традиционный "кофе с пирогом", а на ужин обычно подают холодные закусочные блюда и копчёности.