01.01.1859 Париж, Франция, Франция
Париж, 1 января / 20 декабря 1859/1858.
Любезный друг Папенька, от всей души желаю тебе с новым годом лучшего счастья, спокойствия духа и здоровья.
Дни мои по-прежнему идут -- как часы; что сегодня -- то завтра, что завтра -- то послезавтра. Пока все благополучно; работы двигаются вперед, занятиями я доволен и делаю успехи, это меня утешает и обнадеживает. Быть может, лет пять еще усиленной работы, и я встану на ноги -- пора! Тогда я буду в состоянии высказывать в живописи свои мысли и чувства, от которых иногда нет покоя. А быть может, и то время уйдет -- я опоздал здесь, как везде, и останется один грустный и безотрадный труд. Я в Париже пока живу не без пользы; и даже с большей пользой, чем ты полагаешь. Проживая в болотном и туманном Питере, я прозябал, и ожил, выехав в малороссийские степи, дохнув воздухом Черного моря, слившись с жизнью народа, запев с ним одну песню. Все это пробудило во мне человеческие стороны, душа рвется высказаться, творить...
До этого у меня не было сил, я едва ходил, я был ребенком, не умевшим объяснить того, что желал. Академия мне силы дать не могла, сгнивая сама на своем ветхом основании. Заграничное воспитание мне было необходимо. Случайно и счастливо я попал к Глезу, который, как оператор, открыл мне глава, снял наросшие бельма. Теперь я счастлив, особенно еще тем, что день в неделю отделяю на занятия у Лагорио. Меня радует, что мало-помалу наши художники съезжаются в Париж, где их спесь спадает невольно. Становясь на одну доску с тысячами художников, они начинают видеть свое ничтожество и работают с большим разбором. В настоящее время я кончил "Малороссиянку", "Ночь" (фантазия), один пейзаж, и пишу еще два пейзажа: "Поход стрелкового полка" и "Рождество Христово". Желаю одного -- продолжать свои занятия и работать с полным спокойствием.
Брат Владимир не знаю где, а потому пересылаю ему письмо через тебя. Иосиф Васильевич и жена его здоровы и передают тебе от души желание всякого счастья и здоровья.
Теперь скажу тебе, хотя это и скучно и неприятно, что мне нужны деньги. Со временем, надеюсь жить иначе, а пока... без твоей помощи существовать не могу. При получении денег я всегда порчу себе кровь; меня берет досада, что не только я обираю мужиков, но еще при этом наживаются банкиры, которые и без того сыты по горло и утопают в довольстве.
Итак, любезный друг Папенька, остаюсь в надежде, что ты пришлешь мне денег и известие о себе. Целую тебя крепко и еще раз желаю всякого счастья. До другого письма.
Твой сын Лев.
17.10.2021 в 13:34
|