07.09.1858 Париж, Франция, Франция
XXIII. Париж -- от сентября 1858 по октябрь 1860 года
1858 год, 19/7 сентября. Париж.
Извини меня, любезный друг Папенька, что так долго ничего не писал. Не скажу, чтобы рассеянность мешала, а так, всего немножко. Твое письмо и вслед за ним, недели через три, деньги, я получил. Благодарю тебя много, много раз. С удовольствием я узнал от Иосифа Васильевича о тебе два факта: 1-ый, что ты бодр, здоров и свеж умом и духом, что года не побороли тебя; 2-ой, что ты отказался от участия в откупах. Горжусь тобою. Это мне так было отрадно слышать, что и передать не могу. В этом видна твоя бодрость и свежесть духа, любовь к России. Да сохранит Господь твое здоровье и силы на многие годы. Далее о том, что думаю, что чувствую -- всего не перескажешь, много грустного, безотрадного. Молю Господа, чтоб вразумил и укрепил государя, чтобы дал терпение всем нам и народу русскому, чтоб уразумел и увидел государь истинный, правдивый свет и чтобы властью своею уничтожил тьму... {Было получено известие о намерении Государя освободить крестьян из крепостной зависимости.}
Я работаю старательно. Занятия свои в мастерской художников кончил и опять у Глеза. Я им очень доволен. В настоящее время пишу малороссиянку и Рождество Христово. По окончании, надеюсь, послать к вам в Питер, на продажу. Жаль, что трех небольших картин ты не увидишь, которые я пересылаю через брата Николая к Галагану {Помнится, что на одной картине был изображен вечер, на другой ночь, на третьей лошадь, на которой сидят вороны,-- последнюю картину я повторил и подарил священнику Иосифу Васильевичу.}.
Иосиф Васильевич очень жалел, что не был у тебя в Павловске; он ездил только в Орел, куда приехала к нему его мать с братом. Говорят, Виктор {Виктор Антонович Арцимович, муж моей сестры.} расстроен здоровьем, не запустил бы он болезни...
Жизнь моя течет изо дня в день однообразно, монотонно, без тревог, в работе с утра до вечера, а потому понятие что рассказать мне тебе -- нечего. Молю Бога, чтобы дал мне сил, а тебе здоровья и всем нам сил трудиться в правде и истине.
Был здесь из наших общих знакомых Н. А. Жеребцов. Я с ним не виделся; говорить мне с ним нечего, хотя он писал о художниках и работает сам; но из него ничего путного не вышло; хвастовства много, болтливости тоже, а дела никакого, разве по откупам в пользу его свидетельствуют полновесные цифры. Признаюсь, таких встреч я избегаю; не за тем я приехал в Париж, чтоб беседовать с откупщиками-художниками. Несколько приятных вечеров я провел у кн. Георгия Львова, от которого я узнал о Катеньке Львовой {Княжна Екатерина Владимировна Львова, дочь моей тетушки княгини Львовой, вышедшая замуж за родного брата кн. Григория Григорьевича Гагарина.} -- дай Бог ей счастья в новой жизни.
Прощай, любезный друг, целую тебя и прошу твоей молитвы.
Твой сын Лев.
17.10.2021 в 13:23
|