Autoren

1484
 

Aufzeichnungen

204190
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Boris_Bjorkelund » Путешествие в страну всевозможных невозможностей - 7

Путешествие в страну всевозможных невозможностей - 7

10.09.1928
Гельсинфорс (Хельсинки), Финляндия, Финляндия

Второй случай, который я считаю нужным рассказать, произошёл несколько раньше только что описанного. То же лицо, которое направило ко мне Бугаева, сообщило мне, что со мной хочет познакомиться некий господин Толь[1]. Настоящая фамилия его была Антонов, по имени же он был Анатолий, откуда и создалась фамилия Толь. Мне он был известен как сотрудник резидента Генерального штаба в Выборге, с которым он в начале 20х годов работал по вербовке курьеров для посылки в Советский Союз.

Я слышал, что после нескольких довольно неприятных провалов Толь отошёл от этого и стал заниматься коммерческими делами. Я его никогда не видел, но слышал, что он процветает и рассматривается как энергичный и состоятельный человек.

Знакомство наше состоялось в церкви, и Толь тут же выразил желание побеседовать со мной с глазу на глаз, почему я пригласил его зайти ко мне на квартиру. В руках у Толя был довольно объёмистый пакет, с которым он ко мне и явился.

В начале разговора Толь сообщил, что находится в чрезвычайно затруднительном положении: финская Политическая полиция высылает его из Выборга, а это его не устраивает и путает все его карты и расчёты. Он сообщил, что является представителем одной крупной русской антисоветской организации и что для своей деятельности ему необходимо жить в Выборге. Тут он упомянул, что мне должно быть известно о тех переговорах, которые в это время велись между генералом Кутеповым и Генеральном штабом, а также и о той отрицательной позиции, которую в это время занимала Политическая полиция. Именно это косвенно и отразилось на нём в форме высылки из Выборга.

Я спросил его — куда же его высылают? Он мне ответил: «В Гельсингфорс».

Я удивился как такого рода высылке (обыкновенно высылают из столицы в провинцию, а не наоборот), так и тому обстоятельству, что г. Толь обратился с этим делом ко мне, и я, право, не знаю, чем я могу быть ему полезен. Никакого отношения к полиции я не имею и изменить отношение её к нему не могу, тем более, как я себе представляю, установка эта сделана финским правительством, а полиция в данном деле является лишь исполнительной инстанцией. Что же касается переговоров, которые ведёт генерал Кутепов, то я об этом слышу впервые. Фактически это так и было.

На это Толь сказал мне, что я как служащий Генерального штаба могу составить ему протекцию и способствовать тому, чтобы постановление о его высылке было отменено. Я поблагодарил его за доверие, но указал, что он переоценивает моё значение и роль в Генеральном штабе: фактически я являюсь очень незначительным работником Бюро Печати и оказать ему какую-либо протекцию возможности не имею.

Тогда Толь перешёл на другую тему, стал говорить о русском патриотизме, о долге офицера бороться с большевизмом, о работе антибольшевистских организаций в Советском Союзе и в заключение попросил меня переправить в Советский Союз антибольшевистскую литературу, издаваемую той организацией[2], которую он представлял в Финляндии и которая возглавляется генералом Красновым[3]. На всё это я ответил примерно так: просьба его вызвана переоценкой моего влияния и моей роли в Финском Генеральном штабе. Как сказано, я являюсь лишь незначительным служащим Бюро печати, или, если хотите, архива; переброски же чего-либо и кого-либо лежат вне пределов моих возможностей, кроме того я принципиально не вмешиваюсь ни в какие русские организации, так как по опыту убедился в том, что все они пропитаны провокационными элементами — это раз, а два — «я не считаю себя русским и не считаю, что я имею какие-либо обязательства по отношению к этой стране».

На этом наш разговор закончился, но Толь попросил разрешения оставить у меня на квартире имевшийся при нём пакет, говоря, что ему затруднительно таскать его с собой, но через пару дней перед своим отъездом в Выборг он зайдёт ко мне и возьмёт его. Против этого я возражений не имел, и на этом мы расстались.

Однако ни через два дня, ни через неделю никто за пакетом не приходил. Вместо этого я был вызван к моему начальнику, который сообщил мне, что Политическая полиция известила Штаб, что я взял для переправки в Советский Союз 350 брошюр Братства Русской правды и дал согласие быть представителем этой организации в Гельсингфорсе. Пришлось дать в письменной форме подробное объяснение по этому поводу, что же касается пакета с брошюрами, то за ним был прислан агент полиции, которому я сдал оставленные Толем в пакете брошюры по счёту и под расписку.

На этом дело и кончилось. В то время я думал, что был спровоцирован Толем и только значительно позже узнал, что душою этого дела и его инициатором было то лицо, которое меня познакомило с Толем, а несколько позднее направило ко мне Бугаева.

Всё это происходило в 1928 году, и произошедшее после этого времени почти изгладило из моей памяти эти события, тем более, что и тогда я не придал им большого значения.



[1] 18 Толь (наст. фам. — АнтоновДядик, он же Мельский, Золотарёв, Тёткин) Анатолий Николаевич (1896–1971), белый подпольщик. В 1919 г. один из организаторов подпольной белой организации в Петрограде. В 1919 г. бежал в Эстонию и вступил в ряды Северо-Западной армии. Поручик. Курьер Петроградской боевой организации профессора В. Н. Таганцева.

В эмиграции в Финляндии. Глава отделения Братства Русской правды в Финляндии. Активно сотрудничал с разведкой Финского Генерального Штаба и американской миссией.

[2] 19 Речь идёт о «Братстве Русской Правды» (БРП) — русской тайной правой эмигрантской организации. Создано в 1921 г. с благословения Митрополита Антония (Храповицкого) герцогом Г. Н. Лейхтенбергским, поэтом С. А. Соколовым-Кречетовым, генералом П. Н. Красновым и светлейшим князем А. П. Ливеном, составившими Верховный круг БРП. Ставило целью борьбу с Советской властью всеми возможными методами. Имела многочисленные отделения в Германии, Маньчжурии, Китае, Эстонии, Латвии, Югославии, Болгарии, Финляндии, США и др. странах. Вплоть до нач. 1930х гг. вело успешную подпольную агитационную и партизанскую работу в СССР, сотрудничая с казачьими организациями Дальнего Востока, польской разведкой, белорусскими националистами, организациями Б. Савинкова и С. Булак-Булаховича. После 1932–1934 гг., когда в БРП произошли расколы, потеряла прежнее влияние, хотя отдельные организации БРП продолжали действовать до 1939 г., а возможно, и позже (Подробнее см.: Базанов П. Н. «Братство Русской правды» за рубежом//Общество и власть. — СПб., 2003. С. 330–332).

[3] 20 Краснов Пётр Николаевич (10.09.1869–17.01.1947), из дворян Войска Донского. Окончил Александровский кадетский корпус, 1е Павловское военное училище и Офицерскую кавалерийскую школу, был слушателем Николаевской академии Генерального штаба. Участник Китайского похода 1899–1900 гг., Русско-японской и Первой мировой войн. Известный русский писатель и военный журналист. С 1914 г. Генерал-майор. В 1915 г. командир 3й бригады Кавказской туземной конной дивизии, затем назначен командующим 2й сводной казачьей дивизии. В мае 1917 г. был арестован солдатами на станции Видибор и отправлен в армейский комитет в Минск, но был освобождён. С июня 1917 г. командующий 1й Кубанской казачьей дивизией, в сентябре назначен командиром 3го кавалерийского корпуса. После большевистского переворота октября 1917 г. непримиримый враг Советской власти. Совместно с А. Ф. Керенским предпринял неудачную попытку похода на Петроград. Был арестован большевиками, но бежал на Дон. В мае 1918 г. в разгар Общедонского восстания на Большом войсковом круге избран атаманом Войска Донского. Руководил действиями Донской армии против Советской власти, освободив от большевиков почти всю Область Всевеликого Войска Донского. В августе 1918 г. Большим Войсковым Кругом произведён в чин генерала от кавалерии. В феврале 1919 г. Из-за поражений Донской армии на фронте подал в отставку. В 1919– 1920 гг. в резерве чинов Северо-Западной армии, ведал вопросами пропаганды. С 1920 г. в эмиграции в Германии, где занимался литературной и преподавательской деятельностью. Член Верховного круга БРП. В 1941 г. приветствовал начало Советско-германской войны, участвовал в работе казачьего отдела Министерства восточных оккупированных территорий. С марта 1944 г. начальник Главного управления Казачьих войск при Верховном командовании сухопутных войск Вермахта, руководил организацией Казачьего стана на оккупированной территории и в Северной Италии. После войны выдан англичанами в СССР. Повешен по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР.

10.09.2021 в 18:06


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame