Autoren

1484
 

Aufzeichnungen

204190
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » Vladimir_Borodin » Немое кино - 4

Немое кино - 4

30.09.1956
Потьма, Ульяновская, Россия

На речке Потьме, но уже за селом ,стояли ещё две мельницы: одна у Поляны ,другая уже около Коммуны, но мы там не были ,всё же до известного возраста мы не выходили за пределы села.

Только однажды, зимой, ожидая у Коммуны попутной машины в Карсун, мы с мамой зашли на эту мельницу погреться. Это было тесное и тёмное помещение, по – видимому жилая пристройка к основному «машинному залу». Здесь мельнику приходилось иногда подолгу жить, когда мужики с окрестностей везли молоть своё зерно. В помещении была небольшая печка. В тот раз на печке лежал, греясь, сын мельника ,мамин ученик .Мама с ним немножко поговорила о школьных делах .Это был нерадивый ученик ,он плохо учился и пропускал занятия; в мамином голосе слышалась озабоченность.

На небольшой террасе на склоне горы стояли три дома. Один из них наш, рядом жили две сестры. Одну из них мы звали Манька Маркушина. Она занимала половину соседнего дома. При ней жила её мать Софья .Эта Софья со своими седыми распущенными волосами казалась нам очень старой-старой(а ,может быть ,она приходилась бабушкой этой Маньке?)и была похожа в моих глазах на колдунью .Вот она медленно поднимается по вырытым в земле ступенькам от амбара ,который расположен ниже по склону горы ,на террасу к дому ,смотрит на меня и улыбается своим беззубым ртом .Мне почему-то немножко страшно ,несмотря на ясный день ,и я убегаю.

С Манькой отношения у моих родителей были натянутые. Отзывались они о ней всегда как-то с оттенком лёгкого презрения и пренебрежения, наверное, за её скандальный характер. Как оказалось потом ,у неё был сын Енька(Женька ,по-видимому),но в описываемое время он уже был ,наверное ,взрослый и не жил с матерью .Значит ,Манька Маркушина была значительно старше моих родителей .Она закончила свою жизнь трагически .Вот как это было ,но для этого мне придётся сначала рассказать историю «дяди Феди».

(Маленькое отступление относительно имён .Мы, маленькие дети ,звали окружающих нас взрослых людей так же ,как они звали друг друга .Папа звал своего младшего брата ,естественно ,по имени -Вася ,так же звали его и мы с Сашей ,хотя этому Васе было уже 30 лет .Все взрослые звали его жену тоже ,естественно ,по имени -Моня ;так же звали её и мы с Сашей .Неужели никому не приходило в голову ,что это нонсенс? Разве трудно было научить нас называть этих людей как положено: дядя Вася, тётя Моня ?Да…Педагогикой тут явно не интересовались…У моего дедушки был брат Фёдор .Папа ,естественно, звал его «дядя Федя». Но также звали его и мы с Сашей!.. А разве он нам Дядя?).

Мой «дядя Федя» (Фёдор Степанович Бородин ,родной брат моего дедушки по отцу),был женат трижды .Про первых двух его жён ничего не знаю кроме того, что от первой жены у него было  шестеро детей :Владимир(погиб в 1942 году),Александр (умер в 1948 году от болезни лёгких), Николай ,Михаил ,Мария и Валентина. Все они, следовательно ,мои двоюродные дядья и тётки .В то время ,когда я бегал по горе без штанов, они все (кроме Владимира и Александра ,естественно) были уже взрослые люди ,жили в Ульяновске и лишь иногда навещали своего отца .А «дядя Федя» был уже женат в третий раз и его детям ,конечно ,было не очень уютно в родительском доме .Приезжали они обычно летом и помогали отцу по хозяйству.

Дом дяди Феди (буду так звать его здесь, без кавычек) стоял у моста на берегу нашей речки и был вообще самым близким домом к нам, жившим как бы на отшибе на своей горе. От подножия горы до дома дяди Феди было около 100 метров. Из окон нашего дома был виден и дом дяди Феди ,и огород ,который тянулся вдоль дороги метров на 100 и заканчивался большим садом .В саду росли и вишни ,и сливы ,и яблони ,и смородина .У нас-то никакого сада не было ,поэтому сад дяди Феди был очень богат и я им восхищался .Хотя никакой садоводческой культуры там не наблюдалось и всё росло вольно и широко, превратившись в сплошной массив плодовых деревьев и кустарников. Сад этот расположился в самом конце огороженного от скота жердями участка и был так далёк от жилого дома, что мы совершенно безбоязненно рвали вишни с ветвей ,густо перевешивавшихся через плетень .Всё лето из одежды на нас были только трусы да майка .И вот ,набив за майку столько вишен ,что майка еле-еле не вылезала из трусов от тяжести их ,мы быстренько забирались на гору и уж тут в полном покое ,не торопясь, наслаждались их кисло-сладким вкусом .Майки, конечно, были испачканы вишнёвым соком насквозь, но я не помню, чтобы мама нас за это наказывала.

А какие у дяди Феди были сливы!.. Крупные ,мясистые, густо-красные с золотым отливом, бархатные наощупь от какой-то белой пыльцы на кожице , сладкие-сладкие!..Но не помню ,чтобы мы наедались ими до отвала как вишнями .Самовольно тоже не могли их рвать ,т.к. не дотягивались до них через ограду .Только однажды Мария (так все её звали :и родители ,и мы ,дети) подозвала меня к изгороди и наложила мне слив горкой в мои раскрытые ладошки. Я был счастлив!

Мария тогда была совсем молодая девушка :рослая ,румянец во всю щёку, бойкая, с всегда смеющимися глазами, насмешливая, озорная…Она такой осталась на всю жизнь .В 1976 году Мария сидела рядом со мной на моей свадьбе .Это была наша первая встреча спустя двадцать лет после того жаркого летнего дня ,когда и у неё, и у меня вся жизнь была ещё впереди ,когда она была счастлива ожиданием своего женского счастья, а я, совсем ещё ребёнок, был счастлив уже от одной сливы!.. Такая же румяная, озорная, только…Что :только ? Да…Не было уже в глазах того огня, как 20 лет назад .И вот я уже жених, а она гостья на моей свадьбе .Сидим рядом, Мария со смехом спрашивает:

«Помнишь, Вовк, я тебя спросила , хочешь ли ты слив ? А ты сказал: «Не хочу!», а сам стоишь и стоишь ,не уходишь и ждёшь, когда тебе дадут этих слив?» Я, конечно, не помнил , но , наверное, так оно и было.

Не помню, чтобы летом мы ели яблоки .Своего сада у нас совсем не было ,а у дяди Феди ,наверное, были яблоки только осенних сортов .Однажды зимой «я шествовал важно» мимо дяди Фединого дома .А он стоит у ворот ,покуривает .Дядя Федя большой (потому что я маленький!), усы топорщатся в разные стороны, глаза весело улыбаются .Он что-то мне говорит ,достаёт из кармана фуфайки и подаёт мне мороженое мочёное яблоко .Оно твёрдое, как камень ,и покрыто ледяной корочкой .Я его кусаю и не могу откусить ,зубы ломит…Дядя Федя смеётся ,а я с тех пор не люблю мочёных яблок…

14.08.2021 в 17:54


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Rechtliche Information
Bedingungen für die Verbreitung von Reklame