В бытность мою студентом Московского университета там разрешали посещать лекции всех факультетов. И я слушал лекции о гипнозе приват-доцента Рыбакова . Он читал в клинике и тут же показывал опыты над своими больными. Приходили по преимуществу алкоголики. Рыбаков внушал им "не пить". Но для слушателей -- производил более сложные опыты.
В области теоретической он совершенно отрицал значение "пассов" и вообще внешних приёмов для усыпления. По его мнению, важно лишь одно: довести до сведения гипнотизируемого, что ему приказывается уснуть.
Проделывался следующий опыт. Рыбаков писал на записке: "Когда вы дочитаете эту записку до конца, вы уснёте". Затем уходил из аудитории. Вводили больного. Служитель говорил ему: "Тут на столе вам оставлена записка". Больной подходил к столу. Читал записку и засыпал немедленно.
Я приведу три опыта внушения, которые особенно мне запомнились.
1) Покончив с внушением о пьянстве, Рыбаков сказал:
-- Когда вы проснётесь, вы не будете видеть меня.
Больной проснулся. Поискал глазами вокруг себя и спросил:
-- Где же доктор?
Кто-то сказал:
-- Доктор ушёл.
Тогда больной направился к двери. Рыбаков встал у него на пути. Больной наткнулся на него. Посторонился и вышел.
2) Больному внушено было, что ему дадут апельсин. Отрезали кусок лимона. И он съел его с удовольствием. Затем внушили, что дадут лимон. И дали апельсин. Больной с гримасой, как страшную кислятину, стал его есть.
3) Было внушено: если спрошу "где вы находитесь?" с правого уха -- вы будете видеть себя в аудитории. Коли спрошу с левого -- вы будете видеть себя в поле среди цветов. И действительно больной, когда его спрашивали справа, отвечал: я нахожусь в аудитории. А когда слева -- отвечал, что он в поле, покрытом цветами.
Итак, есть какая-то сила, которая может зрячий глаз сделать "невидящим", лимон превратить в сладкий апельсин и аудиторию, освещённую электричеством, -- в поле, покрытое цветами. Эта сила, во всяком случае, "подчиняет себе законы природы" -- в тот момент, когда она действует. Пока я не буду делать выводов. Подумайте сами. И для начала согласитесь с одним: для того чтобы понять всю сложность жизни -- надо много знать...
Наша обычная жизнь, основанная на восприятиях пяти внешних чувств, не только не есть вся жизнь, но, может быть, самый ничтожный её уголок. ...За пределами обычного человеческого сознания лежит громадная неведомая область совершенно иного мира. Человек... должен прорваться в эту недосягаемую сейчас область, где существуют свои законы, свои задачи, свои радости, свои страдания. Путь в эту сторону "загадочных явлений" ему открыт -- через его собственное "я" с напряжением тех сил, которые в нём заложены, но которых он вполне не знает и которыми вполне не умеет пользоваться
Милый друг! Во вторник [26 октября] в 8 ч. вечера я читаю реферат (в канцелярии историко-фил. об.) "О драмах Метерлинка" . Приезжайте, пожалуйста.
Помимо реферата мне очень нужно повидаться с Вами, т. к. в среду вечером уезжаю из Москвы.
В пятницу 12-го ноября в 8 ч. вечера состоится 5-е заседание нашей секции. Трубецкой прочтёт реферат "Вельгаузен и библейская критика". Приезжайте.
Мне позволили пригласить вашего профессора Воронцова , если успеете, передайте ему приглашение.
Приеду я в субботу 20-го [ноября] поздно вечером и буду на заседании нашей секции в воскресенье 21-го. Оно состоится в 6 ч. вечера, Д. Д. Галанин прочтёт реферат о том, что такое "Образование". Если приедете, увидимся.
Мой адрес теперешний: г. Михайлов (Рязанской губ.), сельцо Каморино, имение графа Баранова . Пишите, пожалуйста, -- я уезжаю туда начинённый массой литературных планов беллетристич. и публицистич. характера; глаза разбегаются за что взяться, во всяком случае погружусь в мир своих грёз по самую макушку. Очень большой толчок всему этому дал мне последний симфонический концерт, где исполнялось "Столпотворение Вавилонское" Рубинштейна . Впечатление местами было потрясающее.