Глава IX. УЦ. Новый экипаж и новый корабль
(На фото: Начальник Учебного центра в Обнинске Леонид Гаврилович Осипенко)
.
Вскоре отобрали на флотилии остальных офицеров, и вылетели в Москву. На складах тыла армии нас переодели в форму МВД. Так переодевали всех флотских, кто потом должен был ехать в Обнинск небольшой городок в 100 км от Москвы. Там, на базе первой в мире промышленной атомной электростанции, был создан специальный Учебный центр, (УЦ), для подготовки экипажей атомных подводных лодок ВМФ. Так вот, чтобы «вероятный противник» не понял, кто мы такие, нас и переодевали в форму МВД. (Только много позже, эту наивную, на грани глупости, «маскировку» отменили).
Начальником Учебного центра был командир первой атомной подводной лодки в ВМФ СССР Герой Советского союза контр-адмирал Леонид Гаврилович Осипенко. Настоящий подводник, ветеран ВОВ, офицер прекрасных деловых и человеческих качеств.
В ноябре 1968 года мы приступили к изучению по чертежам и макетам, в учебных кабинетах, устройства нашей новой подводной лодки, и всего, что потребуется для управления ею в будущем. Основное внимание тогда уделялось ядерной физике, устройству и правилам эксплуатации ядерных реакторов, электро-энергетических, воздушных, гидравлических систем, паротурбинных установок. Командиры групп управления ядерными реакторами, (сокращенно - управленцы), отрабатывали практические навыки в Физико-энергетическом институте, (ФЭИ), на действующей ядерной установке.
Осваивать науки было не легко, но мы старались, не жалея сил и времени. Группу командования, например, (командир, старпом, замполит, помощник), обучали чуть ли не на уровне инженер-механиков. Не только в деталях системы и механизмы подводной лодки, а вплоть до того, что мы учились вводить и выводить ядерную энергетическую установку из действия, управлять ею в различных режимах, включая аварийные. Всё это было бесценным для нас знанием в процессе дальнейшей службы.
Преподаватели в учебном центре были замечательные. Например, профессор, доктор наук полковник В.И. Дарагань. Помню, как мне когда-то пришлось самостоятельно разбираться в основах ядерной физики. Кое-что понять самому было трудно. А после его лекций, всё сразу стало на свои места. Он умел так разложить всё по полочкам, что я, например, и сегодня могу рассказать любому принцип получения управляемой ядерной реакции. Такими же были и другие преподаватели, можно сказать, фанатики своего дела Н.Соснин, В.Иванов, Ю.Яковлев, Л. Коцуренко и многие другие. Все они навсегда останутся в нашей благодарной памяти.
К сожалению, тактике действий подводной лодки, оружию, навигационным, радиотехническим и прочим системам внимания, практически не уделялось. Да и учебных кабинетов по ним, тренажеров еще не было. Всё упомянутое приходилось изучать и осваивать позже, самостоятельно.
Всё это время я был в Обнинске один, Вера оставалась в Мелитополе у родителей, где 24 декабря 1968 года родила нашу дочь Марину. Под самый Новый год мне удалось отпроситься на пару дней, чтобы увидеть жену и дочку. На всю жизнь запомнился эпизод, как я прилетев самолетом, несся бегом по улице Мелитополя к дому родителей Веры, чтобы успеть поднять бокал шампанского под бой курантов.
Успел! Вокруг новогоднего стола уже с бокалами шампанского в руках стояли все наши родные и близкие, включая моих, (они тоже приехали поздравить Веру с дочкой и всех с Новым годом). Можно только представить их изумленные лица, когда я распахнул дверь и появился на пороге!
И радость жены, со слезами на глазах показавшей мне чуть позже нашу красавицу-дочь Марину. (А как еще можно было назвать нашу дочку - дочь военно-морского офицера?!).
К сожалению, через два дня пришлось возвращаться на службу. А спустя месяц они все – Вера с Алексеем и маленькой Мариной приехали ко мне в Обнинск.