На фото: Чун Сюн Ф. и Генис Д.Е. в паразитологическом отделе областной санэпидстанции. г. Кзыл-Орда, 1970 г. Фото сделано со стенда в павильоне "Здравоохранение" ВДНХ (Всесоюзной Выставки достижений народного хозяйства, Москва). Фото Д. Гениса
Периодические приступы лихорадки вызывает малярия. Но судя по рассказу больного и по нашим первым данным, что-то не очень на малярию похоже. Первые приступы могут быть нетипичными, но тут уж очень всё не так, как было бы при малярии. Не бежать же сразу к зав.отделением с вопросом "а что это такое?". При осмотре, помню, тоже всё было "как всегда": температуру ни с чем пока увязать не удавалось. Помню, что печень и селезенка из-под ребер "выползли", но это подчеркивало только, что есть "инфекция". Потихоньку советуемся друг с другом в коридоре. Мои коллеги старше меня, но тоже подобных больных в отделении не видели. Понятно, что какая-то возвратная лихорадка. Есть т.н. вшивый возвратный тиф. Было его много в годы разгула сыпняка. Могли какие-то заразные вши нашего пациента в аулах покусать? Конечно. Кто-то из более опытных коллег, кому пришлось встречаться с этим тифом, засомневались: тиф есть тиф, там картина интоксикации и температурной реакции более выражена, а наш больной всё же достаточно спокойно себя ведет.
Думаю, мы еще какие-то доводы и свои умные мысли приводили друг другу, но к общему выводу так и не пришли. Во всяком случае, диагноз поликлиники не поддержали. Что делать? Остается одно - возвращаться в ординаторскую и краснеть перед Чун Сюном за свою недогадливость. Смеется Чун Сюн:
- Больного смотрели?
- Да!
- Не там смотрели.
- ???
- Расспросили хорошо?
- Да! (А сами уже думаем, что мы "в грехе", что-то упустили...).
- Ладно, пошли вместе смотреть.
Чун Сюн своим быстрым шагом впереди. Мы, цепочкой, за ним. В палате он у больного завернул одеяло, показал на его ноги: это что, по-вашему?
В одной современной песне есть слова "Виновата ли я, виновата ли я...". Что-то такое и мы тогда испытали. Не догадались всё тело осмотреть, на ноги глянуть. А там мы увидели следы укусов. Столько времени прошло с момента заболевания, недели две точно, а явные следы остались. Оказалось, да, присасывались какие-то клещи. Думал, что в тех домах, где ночевали, клопы были. Оказались - клещи. Вот и выплыл диагноз: клещевой возвратный тиф. Направили в лабораторию кровь на анализ. Не подтвердили там ни малярию, ни сыпной тиф. На клещевой тиф анализ у нас не делали, но Чун Сюн уверенно в истории болезни своим размашистым почерком поперек листа вывел: "клещевой возвратный тиф". И поставил жирную точку. Дискуссия окончена, мол. В этой категоричности был весь Чун Сюн. Был очень наблюдателен и сообразителен. И многое знал...