На фото: Студенты 406-й группы (4-й курс) санитарно-гигиенического факультета Свердловского государственного медицинского института, Свердловск, Урал, 1953 г. Верхний ряд, слева: Давид Генис, Ксенофонтова Людмила, Беляев Юрий, Федоровская Людмила, Бойков Виктор Анатольевич, Дремина Антонина, Татауров Николай Иванович. Средний ряд, слева: Некрасова Инна, Лобанова Галина, Осипова Аида, Крючков Геннадий Петрович, Щербинина Нина, Костылева Елена, Говорухина Нина. Нижний ряд, слева: Могильникова Мила, Русинова Маша, Давыдов Валентин, Вылегжанина Нина, Мартынова Грета, Новожилова Вера.
Любили не только Есенина
В Свердловске, учась на первом курсе института, занимался и прошел "полный курс" школы бальных танцев. Из меня балерон не получился, но чему-то научился. В те времена фокстрот, танго, румба были под запретом как порождение "чужого" буржуазного Запада. Вальс дозволялось танцевать. В моде был па-де-катр, полька, чардаш, и еще ряд коллективных бальных танцев.
Но молодежь из этой ситуации нашла четкий "дозволенный" выход. В 1949 году впервые прозвучала в исполнении очень популярного певца Владимира Бунчикова песня "Летят перелетные птицы". Матвей Блантер, поэт, и Михаил Исаковский, композитор, авторы этой песни, попали, что называется, в яблочко. Слова были ура-патриотичными ("Не нужно мне солнце чужое, Чужая земля не нужна...). Но ритм музыки к этой песне был чисто фокстротный. Во всяком случае, молниеносно эта песня завоевала все танцевальные площадки и домашние вечеринки. Пошли и другие мелодии ("Быстрый танец", "Медленный танец"). Было много других песен и музыкальных мелодий, вполне "советских", но под них ноги и сами исполняли танго или фокстрот...
Но нашим гимном стала знаменитая до сих пор музыка "Рио Рита". Она была у нас на пластинке, мы ее играли на патефоне, когда собирались компанией. Играли и когда не было денег, и не было идей. Ставили "Рио Риту", и настроение росло, и рождались идеи, и даже иногда находились и деньги хотя бы на кружку пива.
Когда после трудов праведных хотелось отвлечься, ставили "Рио Риту". Когда усталость одолевала, и тянуло брякнуться на кровать, с первых же звуков "Рио Риты" откуда-то выскакивали добавочные силы и ноги сами начинали отбивать такт. Не было тогда более жизнерадостной и зажигающей мелодии... Для нас, во всяком случае.
"Рио Рита", если более точно, то - "For You, Rio Rita" ("Для тебя, Рио Рита") впервые прозвучала в СССР в 1937 году на пластинке с записями оркестра Марека Вебера (Marek Weber & His Orchestra). Она сразу стала популярной и пластинки с записями разошлись по всей стране. Автор музыки написал ее в 1932 году для берлинского ночного клуба "Рио Рита", да так и назвал на немецком: "Fur dich, Rio Rita" ("Для тебя, Рио Рита").
Когда исполнявший эту музыку еврей Марек Вебер был вынужден эмигрировать в США, название перевели на английский и так она и стала известной, как "For You, Rio Rita".
Мои сокурсники, Николай Татауров, Евгений Санников, обладатели хорошего слуха, когда мы собирались вместе, обычно дуэтом исполняли чаще всего романсы и песни на музыку танго. Был грех, иногда мы и выпивали в компании, но никогда они не пели "Шумел камыш"... Вот такая неожиданная "музыкальная ностальгия" по студенческим годам...
В 1955 году, после шести лет учебы, двух осенних выездов "на картошку", двух
летних сборов в армейских лагерях после второго и пятого курсов, за что нам присвоили звания лейтенантов медицинской службы, и несчетного числа рюмок в студенческом "раю", вернулся в "родную" Кзыл-Ординскую область.
Вернулся врачом.