15.12.1806 С.-Петербург, Ленинградская, Россия
15 декабря, суббота.
П. О. Вейтбрехт, оставивший на время службу в Коллегии и определившийся в канцелярию генерала Татищева, учрежденную по случаю формирования милиции, сказывал, что там с часу на час ожидают известия о сражении, которое граф Каменский предполагал иметь с французами. Говорят, что старый фельдмаршал поклялся не уступать Бонапарте ни шагу, хотя бы армия его была вдвое многочисленнее нашей. Но больному не до политики, да и нечего загадывать преждевременно: что произойдет, узнаем в свое время из официальных объявлений.
Гебгард с Н. И. Хмельницким попотчевали меня анекдотами. Первый, между прочим, рассказывал о проделках актрисы мадам Дальберг с своими покровителями, как, например, умела она заставить покровителя своего No 1, С. С. П., платить за подарки, делаемые ей покровителем No 2, Б.; а сей давал жалованье и содержание ее покровителю Nо 3, Л. Это прекрасный сюжет для комедии. Хмельницкий же морил меня со смеху, рассказывая об одном сановнике, который некогда имел большую значительность и с необыкновенною добротою души и ничем не возмущаемым хладнокровием соединял страсть говорить афоризмами. Он принимал многочисленных просителей своих весьма приветливо, выслушивал их терпеливо, но никогда не мог объясниться с ними положительно и всегда оставлял их в недоумении. Например, одному заслуженному чиновнику, ходатайствовавшему о пенсии, он никак не мог сказать просто, что пенсия ему назначена, но на вопрос старика, не последовало ли милостивой резолюции на его просьбу и что он надеется на просимую милость, сановник отвечал: "Надежда доставляет человеку истинные радости, а иногда и большие огорчения". -- "Но, ваше превосходительство, я служил верою и правдою и мне кажется, что имею некоторое право утруждать вас; иначе у меня недостало бы на это духа". -- "Когда недостает духу поддерживать право свое, оно навсегда потеряно". -- "Так неужели, ваше превосходительство, я так несчастлив, что мне отказано, и как должен я судить об этом отказе?". -- "Судить о том, чего мы не знаем, есть большое заблуждение". -- "Следовательно, ваше превосходительство, можете обещать мне исполнить мою просьбу?". -- "Люди обещают по своим намерениям и держат обещания по обстоятельствам...".
В другой раз, прочитав просьбу одной очень богатой провинциальной вдовы, которая добивалась какого-нибудь почетного звания, для того чтоб открыть роскошный дом и, как выражалась она, п_о_к_о_р_м_и_т_ь_ _П_е_т_е_р_б_у_р_г, он спросил ее: какого же именно звания она желает? -- "Да мне хочется быть при дворе, -- отвечала вдова, -- например, хоть бы фрейлиною". -- "Ф_р_е_й_л_и_н_о_ю?" -- возразил озадаченный сановник, но потом спохватившись, сказал: "Впрочем, на милость образца нет".
Вот настоящий дипломат!
22.10.2020 в 10:39
|