Autoren

1957. В отпуск на такси

01.07.1957
Чутово, Полтавская, Украина

Мы с родителями никогда не ездили в отпуск просто отдыхать, например, на курорт (во-первых, сами жили на курорте, а во-вторых, не позволили бы финансы). Я никогда не был в пионерском лагере. Зачем – море и так рядом. Наоборот, я жалел ребят, которых строем приводили на море и по минутам там купали.

Родители, как многие тогда, в отпуск ездили навестить родственников. Одна такая поездка запомнилась больше всего, потому что мы поехали в отпуск… на такси. Да, была в то время такая счастливая возможность.

Мы собрались вчетвером (родители и мы с сестрой) поехать на родину отца в село Чутово Полтавской области. Обычно добирались туда поездом до Харькова, а оттуда до места поездом или на автобусе. Плацкартные билеты на поезд до Харькова стоили около 15 рублей (буду писать в ценах 1961 г.), плюс билеты до Чутово. Родители решили попробовать поехать на такси. Оказалось, что такси до Харькова стоит около 60 рублей!

И вот представьте себе, едем мы на машине «Победа» с «личным» шофером. Дорога занимает весь день (надо проехать около 600 км). Останавливаемся, где пожелаем. Увидели на обочине арбузы, купили один и съели в лесочке у дороги.

И хотя у нас такси было заказано до Харькова, мы уговорили шофера ехать прямо Чутово. Долго плутали по сельским дорогам, пока к полуночи, наконец, не подъехали к нужному дому. Шофера оставил шофера заночевать до утра.

Здесь жила мать отца, его брат Яков с женой и их сыновья: Николай и Сергей – мои двоюродные братья. Жили тяжело и бедно.

Мать отца была крепкой приземистой женщиной, которая курила махорку и могла хорошо выпить. В семидесятых годах боднула в живот корова, видимо, что-то повредила, после чего она умерла через пару лет в 74 летнем возрасте.

О своем отце, Павле, мой отец особо не рассказывал. У меня остались какие-то отрывочные представления, причем вероятностного характера. Вроде он служил в ЧК, во время войны пропал. Сосед по селу рассказывал, что видел его в лагере Освенцим. Сосед предложил ему бежать, но он отказался. Сосед спрыгнул в лагере в яму уборной и как-то ночью бежал.

Дядя Яков работал в совхозе комбайнером, его жена – дояркой. Уходила она очень рано, а приходила поздно ночью. Я удивлялся, как можно столько работать. В выходные и по праздникам хорошо пили (потом стали пить постоянно). Меня поразило, что во время застолья понесли чанную ложечку самогонки Сергею, которому не было еще и года! Мне тоже дали пригубить эту гадость. Яков после выхода на пенсию вовсю запил с женой. Он умер в начале девяностых. Его жена – в конце девяностых.

Старший сын, Николай, был младше меня на три года. Окончил в Евпатории мореходное училище на связиста. Служил на севере Мурманской области, женился, получил с женой и дочкой квартиру в Севастополе (наши пути с Николаем совершенно случайно пересеклись в 1977 г. и я побывал у него на квартире в Камышовой бухте.). Но пожить ему там, практически, не пришлось – распад семьи (до конца не понятно по чьей причине) и Николай уезжает в Чутово. Там женится на женщине, у которой была дочь. Жизнь ведут безалаберную и пьяную. В конце 2007 года Николай умер.

Младший сын, Сергей, сначала был очень безалаберным, но после армии ему предложили остаться работать в Таллинне. В армию он попал в стройбат и их отправили в Таллинн строить спортивные сооружения к Московской олимпиаде 1980 года. После армии он остался в Таллинне, работал на стройке сварщиком, хорошим сваршщиком. Женился на крановщице, получил квартиру. Жили они дружно, но детей у них не было. В девяностых годах его убили. Подробности так и не известны.

Утром нам сжарили на большой сковородке яичницу на сале. При всей моей не любви к салу, я с большим удовольствием поглощал эти красные желтки (предварительно, конечно, выколупывая кусочки сала). В обед был настоящий украинский борщ с чесноком, растертом в старом сале.

В селе мне было крайне скучно, и я никак не мог понять, почему герои книг и фильмов с таким удовольствием приезжали в деревни и села. Возможно, они жили в больших городах, и не видели толком природы, но мы в Евпатории жили как в сельской местности, только у нас было еще море, а не какая-то грязная речка. На улице было жарко и пыльно, в доме сидеть скучно. Единственное, что отложилось в памяти – это два пожара, когда сгорели дома с соломенными крышами.

Из Чутово мы сделали поездку на автобусе в Полтаву. Побродили по городу, сходили в исторический музей. Запомнилось, что отец много времени проводил у витрин, пытаясь прочесть все надписи и документы там. Обратно мы возвращались опять на такси (понравилось!). Я впервые в жизни ехал на ЗИМе. Эта тяжелая семиместная машина мчалась по трассе Харьков-Киев со скоростью около 130 км/час. Кроме нас было еще два пассажира, поэтому поездка была не очень дорогой. Среди пассажиров был один молодой человек, которые ехал на нашей машине до Ростова-на-Дону. Молодой человек, как и его поездка на такое большое расстояние на такси вызывали подозрение, поэтому водитель заехал в автопарк и зарегистрировал там паспорт нашего пассажира.

Домой мы возвращались через Харьков. До него автобусом, а там хотели ехать в Евпаторию поездом, но не было билетов. И тогда мы продолжили «автомобильную тему» – поехали ночным автобусом до Симферополя. Я впервые ехал ночью на автобусе, да еще на такое расстояние. Из Симферополя поехали на такси, уже на «Волге». Я впервые ехал со скоростью 140 км/час.

Так завершился наш автомобильный круиз.

24.12.2019 в 18:39

Присоединяйтесь к нам в соцсетях