Autoren

Aufzeichnungen

194820
Registrierung Passwort vergessen?
Memuarist » Members » serega9 » Душевные рассказы о счастливом детстве. В отпуск!

Душевные рассказы о счастливом детстве. В отпуск!

10.06.1958
Безречная, Забайкальский край, Россия

Год 1958.

Ура!!! Наконец у отца отпуск и мы сегодня уже выезжаем! На поезде! Долго-долго будем ехать, и я увижу одну, а может и двух бабушек! Едем в купейном вагоне и занимаем три полки. Ирка, сестра, еще маленькая и будет спать с мамой. У меня верхняя полка и я cмогу смотреть в окно, сколько хочешь!

Вот и поезд тронулся, еле успели вскочить с чемоданами и Иркой на руках. Поезд-то скорый, и на таком полустанке, как 77 разъезд – ст. Безречная, только остановился и тут же пошел. Но мы в вагоне и нашли свои места, и соседа пока нет. Полный восторг!

Как я люблю этот специфический запах купейного вагона: смесь запаха пластика, дерева, дезодоранта из туалета, табака из тамбура и непередаваемый аромат паровозного дыма, попадающего в приоткрытые кое-где окна!

А сколько впереди всего! Мама ДОСТАЛА целых десять штук яиц и сварила их, чтобы взять с собой, а также, купила две курицы у местных жителей (невиданный дефицит!) и зажарила их в дорогу. Значит будем вкусно есть, макая яйца в соль и мы с Иркой, наверняка, получим по куриной ножке!

Вот уже и лес за окном появился. После наших сопок с рыжей и сухой травой, он такой красивый, а около рек такая яркая, зеленая и сочная трава и цветы.

Начало июня уже. Жаль, так быстро поезд идет, не успеваешь все рассмотреть, особенно людей. Бурятов-то я видел, их и у нас полно, а вот другой народ рассмотреть бы.

Скоро Байкал и там будут тоннели, и поезд будет нырять из одного в другой, закроют окна, потому что дым от паровоза будет есть глаза.

В открытое окно смотреть лучше и чувствуешь запахи, другие, не такие как у нас, но одна неприятность есть - часто в глаза попадают частички не сгоревшего угля.  Маме приходится  чистить мне глаза уголком носового платка, послюнявив его, и она ругается.

Но так бывает не всегда. Когда подцепляют паровоз с цистерной на задней части, тогда золы нет, но пахнет дым невкусно. И вообще, все окна стараются держать закрытыми, а открыть потихоньку, чтобы хоть понюхать, не хватает сил.

Все равно интересно.

Вот и Байкал! Это же целое море и как пахнет хорошо, ведь понюхать можно и в тамбуре, если открыть переход…, только страшновато, все гремит, скрипит и шевелится.

Почему я все нюхаю? Да все просто! Во-первых, интересно, а во–вторых, научен горьким опытом! Надо ВСЕ нюхать! А едУ - тем более! Но об этом напишу как нибудь в отдельном рассказе.

Но, что-то я отвлекся. Скоро будет Слюдянка и отец сказал, что купит нам копченого омуля. Это селедка из Байкала такая. Я его уже один раз ел, но он долго до нас ехал, и был маленько с душком.

Омуля купили еще до Слюдянки на полустанке у тетки, у ней целое ведро было, еще теплый. Целых пять штук, по рублю штука. Дорого!

Какой запах! А вкус…, непередаваемый!  Жирный, сало течет и нет костей, кроме хребта. Объедение! Не успел попробовать, а его уже нет. Но наелся, однако, сильно сытный.

Все жду, когда будет долгая стоянка и будут менять паровоз.

Паровоз для меня – это живое существо! Он шипит, урчит, плюется паром и водой, лязгает суставами, у него все шевелится, какие-то краники и шестеренки тикают.

А как свистит! Даже оторопь берет! И дым, пых-пых… В него и воду заливают с большой такой колонки, буквой "Г". Завораживает!

Наконец-то, узловая. Паровоз  отцепился и ушел, а задом уже другой подходит с кочегаром на ступеньке. Хряснуло, зацепился и кочегар подсоединил шланг. Зашипело и колодки в вагонах отошли, сейчас поедем. Надо бежать в вагон, папаня тянет за руку, а оторваться невозможно, ведь у этого паровоза огромные колеса и он такой гордый весь из себя, с такими щитками на тендере, красавец! Надо смотреть сейчас, позже, в середине дороги подцепят тепловоз или электровоз и будет неинтересно. Они же как трамвай! Вагон как вагон.

Поехали...

Отдельно нужно рассказать про ночь.

Вот уже включили свет и уютно стало - как дома. Только колеса стучат: тыг-дык-тык-тык, тыг-дык-тык-тык… Хорошо! Залезаешь на верхнюю полку и опять смотришь на природу, деревни, огоньки, станции, перроны с бегающими пассажирами , все такие озабоченные.

Нашего соседа почти не видно, днем играет в карты у соседей или сидит в вагоне-ресторане. Приходит только спать.

Кстати, о вагоне-ресторане, мы там тоже были.

Там хорошо. Играет музыка, народ пьет водку и вино, гомонят.

Мы кушали борщ и котлеты! Вкуснятина! Борщ из НАСТОЯЩЕЙ, (а не сушеной как на Маньчжурии) капусты, картошки и свеклы, и котлеты с настоящим пюре! И винегрет давали!

Пили лимонад, Ирке тоже все понравилось.

Обычно же, все шесть суток езды до Грязей, где была пересадка, мама брала еду, которую разносила тетя из ресторана в белом халате, с судками закрытыми крышечкой, на такой алюминиевой рамке, один на другом. Она часто и громко  кричала: «Кто борщ, гуляш с картофелем желает!», и стучала в двери. Мама брала всем по первому и второму блюду, кроме Ирки, она ела с маминого судка.

Курицу-то мы прикончили быстро, и дальше питались этим. На станциях папа бегал на вокзалы и покупал пирожки, беляши, булочки. Еда - не то, что у нас дома! Пирожки были с ливером, за уши не оттащишь!А беляши с настоящим молотым мясом и луком!

Проехали Иркутск, где мы жили раньше, Тайшет, Красноярск. Впереди Новосибирск, Омск. Какие потрясающие длинные мосты через Енисей и Обь – как будто плывешь, вода с обеих сторон. Аж душа уходит в пятки! Восторг!

Около Омска видел казахов на лошадях. В интересных шапках, похожи на бурятов, но иначе. Лица копченые какие-то, или загорелые, и одежда другая.

Ну,  вот и казахов проехали. Впереди Свердловск.  Урал.

Вот где горы, так горы!  Плохо, что ночью проезжали, многое проспал.

Вообще к концу дороги уже устаешь и больше хочется спать, чтобы быстрее приехать.

В Грязях была пересадка, поздно вечером.

Ну, это морока! Пока билеты компостируют, очереди, духота, гляди за чемоданами, а то "уведут"! Малая орет, не спит, привыкла, что все время качает в поезде. Короче, к моменту посадки - взопрели все. Пока по перронам бегали, я все порывался в ближний к нам вагон сесть.

Как увижу состав, прыг в вагон и сажусь! Меня оттуда волоком вытаскивают и на следующий перрон, и все сначала! Мне все казалось это наш поезд и сейчас он уйдет!

Ну, наконец то и наш, еле успели! Недаром я нервничал…

Приехали к бабушке, нас тетя Зина и бабуля Вера встречали, на такси везли, на "Победе"! Вот и дома.

Какая-же бабулечка старенькая и маленькая, сухонькая, с узкими плечиками и сильно морщинистым личиком… Она же у меня на четверть с примесью якутской крови.А руки с большими вЕнками, и указательный пальчик одной руки с искривленной последней фалангой, неправильно сросся после операции.

Бабули давно уже нет, но я до сих пор помню ее запах, интересный говорок.  Я  вспоминаю, и глаза непроизвольно наполняются слезами....

Плюшевый мишка подаренный ею, уже шестьдесят с лишним лет со мной. Он и сейчас стоит на полке в спальне над моей головой, грустный и сгорбленный. Он старенький, потерял глазки и пришлось пришить пуговички. Из него высыпались опилки, и мы его зашили, но он со мной, как память о любимой бабуле…

22.11.2019 в 13:35

Присоединяйтесь к нам в соцсетях