По сути , это название относится к приграничной с Россией части территории северного Китая с одноименным приграничным городом, но все говорили, мол, мы служили на Маньчжурии. На самом деле станция Безречная, где служил отец, находится на ветке Забайкальской железной дороги в Оловяннинском районе Забайкальской области, в приграничье с Китаем. В те времена там находилось много войсковых частей, так как несмотря на знак «Дружба» на китайских термосах и одежде, дружба столь безоблачной не была…
В Безречной располагался танковый полк, теперь об этом можно говорить, так как в википедии написано, что войск там больше нет, и поселок имеет всего 1500 жителей.
Что интересно! Вроде Маньчжурия находится на юге Забайкалья и расстояние не такое далекое до Траннссибирской магистрали, а вот климат уже является СУРОВЫМ, резко континентальным. Природа тоже другая – сопки с чахлой травой, а деревьев в диком виде, я и не помню, только посаженные в части.
Достопримечательность из растительности – перекати-поле, это степная полынь растущая в виде шара диаметром 50 и более сантиметров, так у нее загнуты стебли. После созревания семян она подсыхает и при очередном ветре, коего там было предостаточно, она обламывается у корешка и начинает путешествовать по сопкам, по пути разбрасывая зрелые семена. Четко продумано природой!
Что хорошо помню, так это сушь и жару летом - было очень мало дождя. Вот ветра – сколько хочешь, а дождя нет. Из-за этого к осени все становилось таким блеклым и желтым, что глаз не радовало, кроме перекати-поля.
После очередной ветрюги, по утрам во двор нашей двухэтажки, около сараев , их нагоняло несметное количество – кучи были под 2 -2,5 метра в высоту. Вот тогда начиналась забава! Забирались на крышу сарая и прыгали с нее в кучи полыни! Приземление было мягким, как на пружинный матрас. Прыгали до тех про, пока не перемалывали всю полынь и приземляться становилось больно.
Да, вспомнил, весной на сопках распускались небольшие красные и желтые тюльпаны и рос мелкий дикий лук, наверно мангыр. Вот за луком для еды и тюльпанами дети группами и ходили. Группами, чтобы не заблудиться, потому что за две сопки зашел, покрутился и потерял ориентиры – кругом одинаковые сопки. Вот кого-то и оставляли на вершине сопки ближайшей к городку, а остальные бегали кругом и собирали цветы и лук, но чтобы видеть оставшегося на вершине сопки. Этот лук был, пожалуй, единственным витамином в то время. Овощей и зелени не было никакой - ни летом, ни зимой.
Кстати о еде.
Что кушали? Офицеры получали сухой паек раз в месяц. Брали сумки , мешки и шли на склады. Там получали: овощи сушеные - картошку в виде кругов серого цвета, прессованной картофельной стружки, такой же сушеной свеклы и моркови.
Селедку 4 кг соленой и ржавой и горбуши такого же качества.
Муку, макароны, консервы рыбные в масле и горбушу в собственном соку.
Тушенки не очень много, крупу, муку. Масла сливочного кусок в пергаментной бумаге.
И радость детскую – сгущенное молоко и сахар. Вот и все.
В магазине, кроме хлеба и маринованной свеклы, да конфет-подушечек и "Школьных", ничего не было.
Мама не работала, негде было, и из этих продуктов варила еду. Суп из вымоченной горбуши и консервов рыбных часто, где сушеная картошка выглядела как серо-черные червяки и была невкусной, жесткой. Такой же невкусный был и борщ.
Да, на паек еще давали сколько-то свежего мяса яка – мерзкого вкуса, которое надо было варить не меньше 3 часов и то он застревал в зубах , но это было МЯСО!
Ну , попадала и тушенка, конечно, а хотелось чего то свеженького...
Что-то выращивали местные жители, но для себя. Да и было их немного – несколько домов вдоль железной дороги. У них же брали и молоко, но его было мало, по литру , может и попадало на 3-4 дня. Летом живое, зимой мороженое в виде брикета – тазика с торчащими горкой сливками сверху.
Пока мамка не видела, удавалось иногда отковырять немного сливок , чуть-чуть, и посыпав сахаром положить в рот – чистое мороженное! Еще самым вкусным было вареное в банке сгущенное молоко. Это мы ели часто и от этого оно мне надоело так, что я вообще не ел его после Маньчжурии, наверно лет пять.
Из фруктов, изредка привозили китайские яблочки в ящичках килограммов на пять, засыпанные сухой шелухой от риса. Яблоки были с потрясающим ароматом и вкусом.
Жили мы в ДОСах (дома офицерского состава) - это двухэтажные дома с коммуналками, по две семьи на двухкомнатную квартиру. Кухня общая с керосинками или маленькими электроплитками с открытой спиралью. Вода в кухне из крана и был туалет с водой! А вот ванной не было и мылись раз в неделю в бане части.
Двери из коридора на улицу открывались внутрь и было непонятно, почему?
Дошло до меня тогда, когда зимой один раз была пурга, и за ночь дома засыпало по второй этаж!
Будильник прозвенел. Смотрю темно и света фонарей не видно. Встал отец, посветил фонарем в окно и сказал, что нас замело. Офицеры пошли на улицу, открыли дверь, а там стена снега и неба не видно.
А если бы дверь открывалась наружу? То-то!
Начали рыть снег и одного офицера подсадили наверх. Тот рылся вверх, рылся, и исчез. Потом появился и сказал снег плотный и по второй этаж!!!
Сутки сидели дома, звонили по полевому телефону, а школьники балдели, что в школу не надо!
Отрыли нас на вторые сутки. Сначала пустили танковые тягачи с лопатами и те прорыли улицы от части до ДОСов, а потом уже солдаты отрывали проходы в дома. Так потом до весны и ходили по «траншеям» высотой в 2-3 метра!
Зимой на стадионе заливали хороший лед и можно было играть в хоккей с мячиком и вволю кататься, потому что зажигали прожекторы и играла музыка до 22 часов! Тренировались солдаты на «коньках-ножах» по дорожке. Пацанам было завидно,потому что у нас «снегурки» и «полу-канадки», на них не разгонишься… Накатаешься так, что до дому можешь дойти с большим трудом.