01.02.1948 Ленинград (С.-Петербург), Ленинградская, Россия
Если в 1945-1947 гг. во многих местах СССР наблюдался послевоенный голод, то в 1948 году спешно начали выходить из этого состояния. «Жить стало легче, стало веселее!» Мне запомнился наш магазин, расположенный на Среднем проспекте между 12 и 11 линиями. Я стояла перед витринами и любовалась их красотой, поблёскивающие оперением фазаны, сероватые перепёлки, гуси, утки и сохранившиеся старинные сосуды. А как только я переступала порог магазина, молодой, красивый продавец, стоя у огромного квадратного бассейна ловко сачком вылавливал живую рыбу, и хозяйки выходили из магазина с сетками, в которых подпрыгивала рыба.
В школе появились предметы, которые мне нравились, и здесь просматривалась удивлявшая меня закономерность – нравится предмет – начинает нравиться учитель, который его преподаёт. Широкую «дверь» французского языка открыла мне мама ещё на Кавказе. Она сама очень любила французский, учась у француженки в Елизаветинской гимназии в Москве. Вера Ивановна Кржижановская преподавала нам французский язык, она же была нашим классным руководителем. У этой женщины лет 45-50 на лице была написана весёлость, радушие и, главное для меня, легкость в общении. Как только я начинала говорить, её круглое красное лицо, с накрашенными губами, расплывалось в улыбке и мои нервы приходили в полный порядок.
Как-то на кухне говорили о том о сём, потом разговор коснулся французского языка в школе. Татьяна Семёновна убежденно заявила, что советская школа потеряла методику обучения языкам, и что она языку не научит – нужен хороший репетитор. И она, имея в академическом мире связи, рекомендовала нам Елену Васильевну Пирогову – внучку знаменитого хирурга. Она жила у самой церкви Андрея Первозванного на Васильевском, напротив Андреевского рынка.
17.09.2019 в 18:25
|