17.08.1906 ***, Приморский край, Россия
17 августа. Погода благоприятствовала, поэтому, дав коням отдых, я с утра с хорунжим Анофриевым и с Бочкаревым пошел на обследование сопки Ионтолаза. Скала эта массивного макролитического происхождения. Эруктивная. Разрушения -- глыбкие. Не имея возможности осмотреть пещеры, мы решили взобраться на ее вершину и оттуда осмотреть окружающие окрестности. Подъем был труден, но мы были вознаграждены видом, расстилающимся у нас под ногами. Внизу извивалась река, деревья казались кучами кустов. Стволов не было видно. На западе тянулась цепь гор Сихотэ-Алиня со своими восточными отрогами. Я срисовал вид его со всеми вершинами и седловинами. Внизу по трем направлениям тянулись три широкие пади: одна -- на запад, другая -- на север, обе к Сихотэ-Алиню. И третья -- на восток к морю. Та, что шла на север, казалось, упиралась в громадную гору, которая виднелась огромной шапкой на горизонте высоты, должно быть, очень великой. На самом верху утеса среди глыб, на самом пике мы нашли три маленькие кумирни, сложенные из камней. Даже здесь, куда с большим трудом мог бы забраться человек, -- он созидает кумирни. Что за особая любовь к высотам и к таким местам! Я попробовал бросить большой камень вниз, он покатился с шумом, но шум его становился все слабее, и, где, когда он упал, я уже не слышал. Звуковые волны от шума его падения не достигли нас, они были отнесены ветром в сторону.
Высота скалы Ионтолаза, определенная барометром-анероидом, дала 410 метров (абсолютная), относительная же -- 110 метров.
Здесь очень много шпанских мух. Эти блестящие синие мухи снуют в изобилии, быстро перелетая с места на место. Высокие горы были видны и на востоке, ближе к морю. Сделав несколько снимков, мы без труда спустились вниз по другому, более пологому, пути и через час были дома. Напившись чаю и закусив немного, я опять пошел на соседнюю гору. Очень труден был крутой подъем. Жара вызывала жажду, я много раз вспоминал воду. Наконец мы добрались до самой вершины. Отсюда я опять мог видеть весь противоположный участок Сихотэ-Алиня, отсюда я мог видеть и низкую Тадушинскую седловину и перевал в долину реки Лифудзина. Седловина была очень низкая и резко выделялась из общей массы сплошной линии гор. Сделав снимки, я спустился вниз и занялся описанием виденного. Долго я работал. Уснули все, только дневальный копошился у костра, согревая себе бесконечный пустой чай.
27.04.2019 в 21:53
|