Пожалуй самым грустным воспоминанием, омрачившим мои школьные годы была поездка в колхоз . Мы только что начали учебу в 8-м классе и на первом уроке нам вдруг объявляют:
-Завтра в колхоз.
Это был 1958 год. Нам было по 14 лет. Многие из нас никогда не были в деревне и не представляли, что это такое. Казалось, что это не надолго, ну в крайнем случае на недельку. Ехали на грузовой машине долго, часа два или три. Нас было два класса-«а» и «б» и две учительницы. Деревня Лопатино оказалась на самом краю Тамбовской области. Избушки маленькие, крыши из почерневшей соломы, электричества нет. Нас разместили по 4 человека по разным домам, где и без нас было тесно.
Мне и ещё трём девочкам повезло. Нас поселили к одинокой старушке, у которой весь домик состоял из одной комнаты. Спали мы прямо на полу, соорудив из соломы матрасы и подушки. Под утро было холодно. И так не хотелось вылезать из под одеяла. Хозяйка вставала рано, зажигала керосиновую лампу , топила печку и готовила нам еду из какой-то протухшей солонины, которую есть было невозможно. Мы убирали картошку, она нас и спасала от голода. Бабушка - наша квартирная хозяйка, скотины никакой не держала, она была знахаркой и к ней часто приходили односельчане за помощью. Когда у меня разболелся зуб, старушка дала мне какие-то капли ,пошептала и сказала:
-Зуб весь раскрошится, но болеть никогда не будет.
Работали мы с утра до позднего вечера с перерывом на обед. Уставали страшно, всё время хотелось есть и спать. Особенно тяжело было идти на работу после обеда. Картофельное поле казалось бескрайним, а ведра ,в которые мы собирали урожай, ну просто неподъемными.
И как же мы ненавидели свою классную руководительницу ( Спиридониху) Валентину Спиридоновну Антонову, которая ходила за нами по пятам и покрикивала:
-Попова, вернись, ты пропустила картошку!
-Буданцева, а ты чего сидишь, смотри ,ведро сломаешь.
А однажды местные жители нам поведали, что наша учительница - сестра (или племянница) А.С. Антонова, того самого предводителя крестьянского восстания на Тамбовщине в 1920 году. Но нам тогда это было все равно. У нас была одна мечта : скорее бы домой, помыться ,поесть домашнего супчика и завалиться в чистую постель...
Хорошо ,что весь сентябрь не было дождя и нам не пришлось месить тамбовский чернозём. Каждый из нас заработал по мешку картошки, которую привезли прямо на школьный двор. Это был мой первый заработок.
***
ТЕАТР. В школьные годы мы очень любили его. Иногда это были организованные походы всем классом. Но часто мы с одноклассниками ходили по воскресеньям на дневные ,а в старших классах и на вечерние спектакли. Драматический театр в Тамбове располагался в центре города в старинном помещении бывшего Дворянского собрания. На вечерних спектаклях было много военных с женами. Некоторые женщины, особенно зимой, брали с собой вторую обувь-туфельки ,аккуратно завернутые в газетку. Некоторые дамы накидывали на плечи чернобурки ,от которых пахло духами и нафталином. И мы , девчонки, с интересом разглядывали бархатные платья женщин и потихоньку вздыхали, одергивая свои форменные платьица.
В кино мы ходили , конечно, чаще и старались не пропускать ни одного фильма. Помню, в кинотеатре повторных фильмов демонстрировали «Серенаду Солнечной долины». Эта волшебная сказка меня просто пленила. Так хотелось встать на фигурные коньки и кружиться, кружиться как норвежская спортсменка Соня Хени.
***
КАТОК! Самые радостные, самые счастливые дни моего детства и юности связаны с катком. Его заливали на двух стадионах-«Динамо» и «Спартак» и в Городском саду. В зимние каникулы мы оттуда не вылезали. Вечером, часов в пять, за мной заходили одноклассники Роберт Жидов ,Вовка Цыплаков .По дороге к нам присоединялась моя подруга Надя Лазарева. Мальчишки занимались в секции конькобежного спорта и у них были беговые коньки. Особенно интересно было в Городском саду, где в центре катка стоял Дед Мороз, повсюду освещение из разноцветных лампочек. А главное- обворожительная музыка из только что прошедшего кинофильма «Карнавальная ночь».
-Пять минут, пять минут,-пела Людмила Гурченко. И так хотелось, чтобы эти «пять минут» продлились как можно дольше…
Мы катались в своей компании, а иногда незнакомый мальчик мог пригласить прокатиться кружочек. Но были и ребята ,которые откровенно хулиганили, сбивая с ног приглянувшуюся им девочку. Часто на катке можно было встретить довольно пожилых людей, которые бережно поддерживая друг друга самозабвенно скользили.. .
Катались мы до самого закрытия катка и я, добравшись до дома ,соображала: а хватит ли у меня сил дотянуться до звонка.
***
Но вернемся в школу. С какой же теплотой и уважением вспоминаю я своих учителей, с каким вниманием относились они к нам. Ведь было много и нерадивых учеников и не очень способных. Но никто никогда не подвергался унижениям и оскорблениям. И как жаль мне тех, для кого школьные годы остались лишь мрачным воспоминанием, кто , как в песне поется, « торопил школьные года»…
А как я благодарна своим учителям : по литературе—Виктору Павловичу Ковальчуку , по физике- Анатолию Максимовичу Арзамасцеву. По этим предметам никто из учеников не имел проблем при поступлении в ВУЗы.
Перебирая в памяти события школьной юности, вспоминаю праздники, которые непременно отмечались в школе. Это и участие в различных спортивных соревнованиях, фестивалях художественной самодеятельности ,школьные вечера. Ну и конечно маршировки на демонстрации. Куда же без них. Не помню, чтобы для нас, учеников старших классов, это было обязаловкой .
У меня сохранилось фото 1960 года, где мы-ученики 9-го класса шагаем на Первомайской демонстрации по площади Ленина. Кругом оживление, играет духовой оркестр, в косичках новые ленточки, в руках у меня эмблема школы №7. Настроение праздничное. И казалось, что так будет всегда…