«В школе кончились уроки ,перешли мы в старший класс.
Отдыхать на солнцепёке приглашает речка нас.
Здравствуй речка, здравствуй лес , мы попали в край чудес
Здравствуй , лагерь пионерский! Здравствуй!
Хорошо живется здесь!»
Вот такую песню распевали мы ,пионеры 50-х годов,отправляясь в лагерь.Перед отъездом надо было пройти медицинскую комиссию.Её организовывали в клубе завода ТВРЗ- старейшего Тамбовского вагонно-ремонтного завода. Всевозможные анализы, куча врачей , хлопот- на целый день. Потом поход по магазинам . В путевке был указан перечень необходимых предметов. По нему сто раз сверяли, как бы чего не забыть: полотенце, зубной порошок ,ленты ,расческу ,пионерский галстук и т.д. Непременно шили из штапеля черные шаровары. Для защиты от комаров брали какой-нибудь одеколон.
День отъезда - сплошные волнения у детей и родителей. Утром, часов в 9 ,с рюкзаками и чемоданчиками все собирались у заводской проходной в небольшом сквере , в котором стоял скромный памятник вождю пролетариата. Все с нетерпением поглядывали на заводские ворота. И вот торжественный момент-открываются ворота и выезжают пять или шесть грузовых машин. Они сияют чистотой ,лавки-сиденья гладко выструганные.
Водители открывают задний борт и мы с помощью воспитателей и родителей запрыгиваем в кузов вместе со своими вещами. И вот так в открытом грузовике в путь-дорогу.
Во главе колонны машина со знаменем. Его крепко держат старшие мальчики. Они же и запевают: « Врагу не сдается наш гордый « Варяг»…, « Смело мы в бой пойдем…» «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед…».
Выезжая из города ,мы немного с грустью смотрели на него. Издали он казался таким маленьким. Долго еще виднелись купола трех церквей и здание элеватора.( Церковь, правда, была одна .В помещении другой церкви был музей, а в третьей-городской архив).
Через два-три километра от города начинался лес. Шоферы, наверно бывшие фронтовики, некоторые в гимнастерках , очень осторожно вели машины . Изредка останавливались, выходили из кабины и проверяли все ли у нас в порядке. В каждой машине были воспитатели и пионервожатые. Дорога была грунтовая, асфальт в то время и в городе был кое-где.
У ворот лагеря нас встречали директор,врач,повара,сторож. Воспитатели быстро распределяли ребят по отрядам. Потом нас кормили обедом и -тихий час. Это был наверно единственный день, когда этот час был «тихий». Под влиянием дорожных волнений, сытного обеда и лесного воздуха, часа два мы спали . До вечера ходили вялые ,присматривались друг к другу, к воспитателям, к лагерной обстановке.
Лагерь располагался недалеко от города, всего в 12 км. Рядом деревня Новая Ляда. Место необыкновенно живописное - на берегу озера в сосновом лесу. Перед озером большая поляна, превращенная в стадион . Никакого забора в лагере не было, только ворота при въезде на территорию.
Ребят размещали в трех длинных деревянных корпусах. Они были разделены пополам и в каждом отсеке-отряд .Всего шесть отрядов:три отряда девочек и три-мальчиков.
На следующий день начиналась лагерная жизнь. Первым делом каждому отряду присваивались имена Героев войны: Олега Кошевого, Володи Дубинина, Александра Матросова, Ульяны Громовой, про Павлика Морозова тоже не забывали.
Их имена мы выкладывали шишками возле корпуса отряда и красили зубным порошком, посыпали вокруг песком . Что-то вроде клумбы.
Непременно выбирали председателя отряда. Они нашивали на рукав блузки две красные полоски, а на утренней и вечерней линейке рапортовали председателю совета дружины лагеря:
-Отряд!Ровняйсь, смирно! -командовал председатель и строевым шагом шел к трибуне.
-Товарищ председатель совета дружины-рапортовал он.
-Отряд № 6 для проведения утренней линейки построен.Председатель совета отряда Катя Иванова.
Назначали горниста.Многим мальчикам хотелось на эту почетную должность,но не у всех получалось. К каждому мероприятию были свои позывные. И обязательное построение на зарядку, завтрак, обед, полдник, ужин, на линейку и т.д.
В лагере работали два физрука. Они проводили зарядку и каждый день - спортивные соревнования. Футбол, волейбол,комбинированная эстафета, прыжки в длину и высоту.
На стадионе было настоящее футбольное поле,а волейбольная площадка никогда не пустовала.
Футбольные и волейбольные команды, усиленные лагерными физруками и пионервожатыми, часто сражались с командой из соседнего дома отдыха или с командой деревенских ребят. С ними, конечно, было хлопотно, эти ребята пытались что-нибудь стащить или просто похулиганить.
Особенно интересно проходили соревнования по плаванию.Тут отличались физруки.Они демонстрировали несколько видов плавания .
Ежедневное купание пионеров проходило в « лягушатниках» строго по минутам и под зорким наблюдением врача , физрука и воспитателей. Конечно, в жаркие дни хотелось поплавать подольше, поэтому с нетерпением дожидались приезда родителей. Уходили с ними в соседний дом отдыха и купались там, как положено, до посинения.
К открытию лагеря мы готовили концерт. В художественной самодеятельности принимали участие все. Таланты были у каждого. Репертуар был довольно обширный: стихи , песни ,танцы, акробатические этюды. В лагере был музыкальный работник- аккордеонист. С ним мы репетировали все номера.
Костюмы шили сами из подручного материала. Например к украинскому танцу плели венок из полевых цветов, привязывали к нему ленты . А для татарского танца заплетали девочке тридцать косичек ,а тюбетейку мастерили из бумаги.
Гвоздем программы всегда были акробатические этюды и пирамиды. Здесь особых костюмов не нужно -трусы и майка. Главное- гибкость для «мостика» и растяжка для шпагата. Варианты пирамид придумывали сами. Например, в середине два крепких мальчика, на них забирается мальчик поменьше, а по бокам девочки в шпагате или в стойке на руках.
С наиболее « выдающимися» номерами художественной самодеятельности ребята выступали в соседнем доме отдыха. Туда мы всем лагерем ходили в кино. Фильмы были в основном про войну . Мальчишки все дружно орали, помогая советским солдатам в бою и было нестерпимо душно.
Очень веселым событием было взвешивание .Причем, в начале смены ребят взвешивали до завтрака, а в конце смены-после завтрака( чтобы были показатели « привеса»). И тут же хвастались, кто на сколько поправился и вырос.
Однажды на утренней линейке объявили, что после завтрака будут всех фотографировать .Девчонки побежали на кухню за утюгом, чтобы к такому важному событию погладить платьица и пионерские галстуки . Утюг был тяжелый, с горящими углями. Чтобы он не остывал, им надо было размахивать, да посильнее.
Сначала сфотографировали весь лагерь, а потом по отрядам и некоторых по отдельности. У фотографа был строгий отбор. Он спрашивал фамилию ,где мама или папа работают, т.е .в каком цеху, возьмут ли фото и т.д. У меня от этого мероприятия в альбоме есть еще несколько фотографий.
Каждый отряд по очереди дежурил на кухне (кроме самых маленьких),чистили картошку, накрывали на столы, убирали посуду. В награду за все труды дежурным выдавалась дополнительная порция компота. Кормили нас очень хорошо.
В лагере была пионерская комната. На стене висел портрет В.И.Ленина, рядом с ним-знамя, а посередине комнаты стоял бильярдный стол. Старшим пионерам разрешалось в него играть.
И ещё такой странный аттракцион, я такого нигде и ни в одном кино больше не видела. Назывался он «гигантские шаги». Что-то вроде карусели. Столб высотой метра 3,0, наверху колесо,к нему привязаны четыре веревки с петлей внизу. Вдев одну ногу в петлю, ребят сначала раскручивали вокруг столба, а потом они по инерции долго кружились , слегка отталкиваясь о землю. У девочек, к сожалению, ничего не получалось.
(Посмотрела в Интернете, оказывается «Гигантские шаги»-это старинная русская забава.)
Вечером после ужина часто устраивали танцы под аккордеон. Разучивали танго,вальс.С большим удовольствие пели про любовь: " Голубку" или " На крылечке твоем..."
Почти все пионеры пользовались библиотекой. Книжки разрешалось читать днем в тихий час. А если воспитательница сама читала нам вслух, мы тотчас засыпали.
После обеда в лагерь приезжала из Тамбова заводская машина с продуктами. Шофер привозил письма .Некоторые были как с фронта –сложенные треугольником, это от родителей, которые работали на заводе. Особая радость у тех, кто получал из дома посылку. Ребята тоже передавали водителю письма родным.
Некоторые девочки так скучали по дому, что писали каждый день или тихонько плакали. Они никак не могли привыкнуть к лагерному распорядку, не умели заправить койку и заплести косички. Им не нравилась еда в столовой. Эти ангелочки обычно не выдерживали до конца смены и мамы их забирали домой.
А я подружилась с несколькими девчонками, с которыми мы четыре года подряд с пребольшим удовольствием ездили в этот лагерь. И без нас ,старожил, не обходилось ни одно спортивное мероприятие, а тем более художественная самодеятельность.
Воскресенье всегда был родительским днем. Приезжала заводская машина полная нашими родными, которые тоже по дороге пели песни .Многие родители приезжали с рейсовым автобусом, а от деревни шли пешком. Ребят забирали под расписку и строго до ужина. Хотя насытившись домашними гостинцами, ужинать никому не хотелось, а врач ходила по столовой и поругивала нас .
В лагере было много детей из отдаленных сельских районов.К ним родители приезжали редко и ребята очень скучали.
Как-то раз после ужина разразилась страшная гроза. Тут же во всем лагере отключили электричество. Все разбежались по корпусам . С перепугу мы, девочки, окружили воспитательницу и притихли. Молния сверкала беспрестанно. Тот, кого гроза заставала в лесу, знает как это страшно. Сосны раскачивались, дождь барабанил по крыше.
И вдруг в свете молнии я увидела , как одна девочка крестится. Мне стало завидно, у неё была защита от грозы, а я так не умела. Неожиданно в дверях корпуса появился начальник лагеря. С его плащ-палатки ручьем стекала вода .Несмотря на грозу, он совершал обход по отрядам, проверял всё ли в порядке и успокаивал нас. Ему, бывшему фронтовику ,гроза была нипочем .
Ну и какой же пионерлагерь без похода. Походы в лес всем отрядом проходили постоянно. Грибов в лесу было много. Но собирать их строго запрещалось. Другое дело земляника. Её собирали прямо в рот. В августе рвали черёмуху, орехи. В лесу часто встречали белок, иногда попадались лосиные следы.
Однажды был организован трехдневный поход в лагерь ,который находился в 15 км. от нас .
Готовились к нему основательно. Во-первых, отбирали спортсменов, чтобы провести дружеский матч по футболу и волейболу, затем артистов, чтобы выступить с концертом. Врач всех претендентов осматривал и кое-кого не допускал. Вот слез-то было…
Вышли из лагеря рано утром с рюкзаками. На лодках нас переправили на другой берег озера. Потом пошли лесом, иногда по дороге. В лесу было жарко, кругом паутина, комары тучей. До цели добрались только к обеду. Пришли уставшие, голодные.
Встретили нас в этом лагере неприветливо. На ночь уложили спать в пионерской комнате ,бросив на пол несколько матрацев. А наутро наш воспитатель настоял на том, чтобы нас отвезли на машине в родной лагерь. Так что этот поход мне не понравился.
Особенно мне запомнился врач.Звали её Раиса Петровна. Это была необыкновенно энергичная женщина лет тридцати. Ей ,как и положено, до всего было дело. Почти каждый день на утренней линейке она напоминала о том, чтобы мы не собирали грибы, мыли руки, соблюдали чистоту на территории лагеря и в корпусах. Рассказывала, кто из ребят заболел и почему.
Она постоянно ходила по отрядам, заглядывала в тумбочки, непременно проверяла кухню и столовую .Тех ,кто заболел, отправляли в изолятор. Я там тоже однажды побывала ,мне понравилось. Кругом чистота, тишина, лежи себе да книжку читай. Но это когда уже выздоравливаешь.
В лагере ни разу не было Ч.П. Никто не тонул, не терялся, не убегал, не ломал руки и ноги, не травился не свежими продуктами. Изредка кто-нибудь перегреется или слегка простудится.
Закрытие лагеря всегда проходило необыкновенно торжественно. Непременно приезжало заводское руководство в полном составе: начальник завода, главный инженер, председатель профкома и т.д. Они надевали белую парадную форму железнодорожника , были тогда такие, и становились похожими на военных . Во время торжественной линейки они выходили на небольшую трибуну и обращались к ребятам с речью.
Иногда приезжал духовой оркестр. На линейке под звуки туша вручали подарки наиболее выдающимся пионерам, тем, кто отличился в спортивных соревнованиях и художественной самодеятельности. Это были книги с дарственной надписью. А на ужин все получали подарки в виде кулька с конфетами и печеньями, прямо как новогодние.
Вечером костер. Его заранее готовили на большой поляне .С утра мы таскали сухие ветки. За костром строго следил завхоз лагеря. Возле костра танцевали и пели:
« Гори костер подольше, гори не догорай
А завтра лагерю скажем : прощай, прощай, прощай.»
|
|
01.07.1956
Новая Ляда, Тамбовская, Россия 26.02.2015 в 15:42
|