На фото дом очень похож на тот ,в котором мы жили.К сожалению, фото нашего дома не сохранилось.
Дом наш стоял на углу на пересечении улиц К. Маркса и М. Горького, почти в самом центре города Тамбова. Мой дед проживал в этом доме с 1925 года. По его рассказам , до революции дом принадлежал семье врача по фамилии Коган .После революции в доме , обросшим во дворе многочисленными пристройками ,стало проживать шесть семей .
Квартиры у всех были отдельные и по площади не маленькие. Дом тогда назывался «жактовский» , т.е. за квартиру ходили платить в ЖКО - жилищно-коммунальный отдел. В некоторых квартирах был водопровод , вот и все удобства. Конечно , радио и электричество. За водой мы ходили в колонку через дорогу.
В каждой квартире была холодная пристройка – сени. Летом туда ставили керосинку и на ней готовили ,а зимой выставляли продукты ,т.к. холодильников тогда ни у кого не было. Отопление в квартирах - печное ,полы у всех не крашеные и когда их мыли ,то непременно скоблили большим ножом ,который назывался-тесак.
Примерно в 1954 году дедушка одним из первых в доме покрасил полы . Соседи приходили смотреть и спрашивали:
-Иван Матвеевич , а вы олифу добавляли ?
А мой любимый кот Рыжик , наступив в краску ,с перепугу сбежал на три дня .
Наша квартира состояла из двух комнат и кухни.Все окна выходили на улицу. Комнаты располагались «вагончиком» , поэтому бегать по ним взад-вперёд было очень весело. Высота потолков в квартирах была 3,4 метра .
Одна комната называлась залом. В нём стоял диван ,на котором спал дед .Тот старинный диван был очень удобный. У него по бокам откидывались валики и он увеличивался в длину.
У некоторых соседей на спинках диванов были полочки и там стояли семь слоников – на счастье. А внутри нашего дивана лежали послевоенные журналы « Работница» , которые позже я носила в школу в качестве макулатуры.
В середине зала стоял большой дубовый стол ,над ним висел оранжевый абажур. Когда он выцветал , его подкрашивали красным стрептоцидом. Это были таблетки от простуды. Почему они были красные - не знаю. Между окнами стоял туалетный стол , над которым на стене висело большое зеркало. Ещё шкаф для одежды - гардероб .Дед не мешал мне иногда рыться в этом огромном шкафу. В его недрах , помимо одежды, хранилось много интересного.
-Эту мебель я покупал в одна тыща двадцать пятом году (т.е. в 1925 г.)-частенько вспоминал дед.
Позже появился книжный шкаф со стеклянной дверью .В зале висели настенные часы ,которые ходят до сих пор.
Когда к нам приходили гости ,то удивлялись ,глядя на комнатный термометр в зале и спрашивали дедушку:
-Иван Матвеевич ,неужели у вас так холодно или термометр в неисправности , показывает только пятнадцать градусов?
На что дед так игриво отвечал:
-А этот градусник показывает не по Цельсию , а по Реомюру.
В 50-е годы по вечерам часто отключали свет , и у нас всегда наготове висела керосиновая лампа.
Другая комната называлась спальней. В ней стояли две кровати и сундук. У окна –стол , рядом комод. Когда я пошла в школу,появилась этажерка ,куда мы с сестрой складывали свои учебники В углу спальни –печка , которую дед топил только в сильные морозы.
Раньше была ещё одна комната Но во время войны ,ввиду наплыва беженцев ,происходило «уплотнение» жильцов ,и дед отдал её соседям ,к которым с Украины приехали родственники с маленьким мальчиком.
А потом дед часто вспоминал ,что во время бомбёжки этот мальчик погиб от осколка бомбы , попавшего в их квартиру.
Я помню ,что в мебели -комоде и гардеробе ,завелись как-то жучки-точильщики. Они были невидимы , но оставляли маленькие дырочки. И тетя Капа очень переживала ,что они сожрут мебель и усердно натирая её скипидаром ,говорила деду:
-Ох , папа ,эти жучки ,говорят , дурная примета.
Моих родных давно нет на свете , а гардероб по сей день стоит на даче ,причем он был разборный и его не надо было передвигать.
А чугунный утюг и медный таз у меня до сих пор "живут"на кухне.И ещё я помню рубель. Это такой деревянный брусок с ручкой и ребристой поверхностью ,которым прокатывали бельё ,накрученное на скалку.Таким способом гладили , например , полотенца.
С 1951 года ,когда не стало бабушки и мамы , наша семья стала состоять из четырёх человек: дедушки , тёти , моей сестры и меня . Дед был на пенсии ,но по-прежнему работал в магазине ,тётя Капа работала на Вагонно-ремонтном заводе в отделе «Труда и зарплаты» ,а мы с сестрой ходили в школу.
***