На место моей помощницы-заключенной, которой я по инициативе начальника в свое время подыскал любовника, о чем было рассказано выше, назначили совсем молодую вольнонаемную сотрудницу. Сообщая мне об этом, начальник приказал мне как следует ознакомить ее с нашим лагерным делом. Она была где-то секретарем, но здешнего дела совершенно не знает. На следующий день в канцелярию вошла совсем молодая, красивая, спортивного вида женщина, хотя впоследствии оказалось, что спортом она не занимается. Я спросил:
- Разрешите узнать ваше имя-отчество.
- А зачем отчество? Называйте меня просто Катей.
Я невольно улыбнулся и сказал, что заключенным так с начальством разговаривать не полагается.
- Так какое же я вам начальство? Я ваша подчиненная.
- Нельзя, нельзя.
Я назвал ее Катей. Это не настоящее имя. С этой ныне пожилой дамой я иногда переписываюсь.
С Екатериной Николаевной, как я буду называть в дальнейшем эту юную женщину, у нас быстро установились хорошие, дружеские отношения. Она мне нравилась, а я, кажется, несмотря на огромную разницу в летах - пятьдесят три и двадцать три, - тоже ей понравился, но обхождение взаимно было совершенно корректное, соответствующее официальному месту. Она подавала мне руку, я ее пожимал, и только.
Узнал ее несложное прошлое. Кончила девять классов. Во время войны работала секретарем в военном училище, прибавила при этом смело, бестрепетно, что "привыкла менять ребят, как перчатки". Я сочувственно кивнул головой.
- Теперь я замужем. У меня две девочки, но с мужем как-то не могу ужиться.
Про себя подумал: "И не мудрено".
Недели через две, под вечер, мы сидели с Екатериной Николаевной в канцелярии вдвоем. Происходила довольно комическая сцена. Она ревела не в голос, правда, но горько, очень горько плакала, а я, взяв ее за руку, ласково гладил эту руку. Совершенно неожиданно вошел, прямо-таки внезапно влетел начальник. Нахмурился, позвал меня в кабинет.
- Доктор Раевский, это что такое?
Я хотел пуститься в долгие объяснения, но старик уже расхмурился. Знал, очевидно, какова Екатерина Николаевна. Улыбнулся и спросил:
- Что, муж побил?
- Так точно.
- Ну, утешайте, утешайте.
Мои теоретические собеседования о супружеских обязанностях.
- Николай Алексеевич, не могу же я все время с одним и тем же!
- Привыкайте, Екатерина Николаевна, привыкайте. Нельзя же иначе. Вы замужем, у вас девочки.
- Да, но это ужасно скучно.
- Одно только могу повторить: привыкайте, иначе нельзя.