автори

1573
 

записи

220652
Регистрация Забравена парола?
Memuarist » Members » Grigoriy_Langsdorf » Тетрадь пятая - 3

Тетрадь пятая - 3

19.07.1824
***, Минас-Жейрас, Бразилия

19 [июля].

N.B. № 20.

Корень ипекакуаны можно искать только тогда, когда растение (Слово вписано над строкой.) облиственно, т.е. в апреле, мае, июне, июле; в этом последнем месяце появляются семена и листья отпадают.

Индейцы уходят примерно на 20—25 дней в лес выкапывать эти корни, и каждый добывает около 1 фунта в день или 1 арробу за год. Когда они возвращаются с этим товаром и получают деньги, то начинают пить и не прекращают до тех пор, пока не пропьют всего. В остальное время года они занимаются рыболовством и охотой.

Они все крещеные и живут в добром взаимопонимании с португальцами; обычно посещают мессу, поскольку их к этому принуждают; в остальное же время не хотят ничего знать ни о португальцах, ни о религии и после запоя уходят в леса, где строят себе маленькие хижины и спят в гамаках.

[Индейцы из племен] коропо[1] и короато менее многочисленны и безвредны, кроме того, что все они склонны к воровству. Однако пури, живущие дальше к востоку и примыкающие к ботокудам[2], народ весьма дикий, за исключением тех, которые в 3 легуа от Президиу живут по соседству с фазендой некоего Лукаса.

Для меня было очень важно найти подлинное растение ипекакуаны (по-португальски ”пуайа”, на языке индейцев племени короато ”мосхета”, или ”мушина”), и мне стоило немалых трудов объяснить людям, что мне требуется растение со всеми листьями и корнем, а по возможности также с цветами или семенами; в конце концов, когда я не нашел ни одного желающего таким образом заработать, я попросил нашего хозяина г[осподина] л[ейтенанта] Нарсиссу, и он был столь любезен, что пошел со мной в лес; с 10 до 2 часов мы бродили по лесу, облепленные тысячами клещей, и вернулись домой с единственным растением.

 

 

 

19 июля. С большим трудом, благодаря помощи других людей, я заполучил еще три таких растения — все без цветов и семян.

Мне принесли плод, точнее (Слово вписано над строкой.) семя под названием сибота, или шипота[3], неправильной формы ядро; это семя, как мне сказали, приносит одревесневающая лиана; [оно содержится в] круглых зеленых, в мягкой кожуре плодах, очень помогающих при коликах. Нужно соскоблить немного плода и выпить с водой. [Каждый] плод, как говорят, содержит 6—8 зерен.

Мы получили сегодня известие об индейцах [племени] пури, [живущих] поблизости отсюда, и поскольку господин Рубцов из-за пасмурной погоды не мог проводить наблюдения над луной, а для меня было очень важно узнать положение аррайяла С[ан]-Жуан-Баптиста, то я решил завтра еще остаться здесь и послать г[оспод] Менетрие, Риделя и Ругендаса на фаз[ен]ду Фуриел Жозе (Два слова вписаны над строкой.) Лукаса, чтобы там собрать сведения об индейцах пури. 

 



[1] Коропо — индейское племя. В фонде Г.И. Лангсдорфа находится коропо-немецкий словарь [СПФ АРАН. Ф. 63. Оп. 1. Д. 25. Л. 5—5 об.].

[2] Ботокуды (ботоке — деревянный диск, вставленный в мочку уха или в губу), айморе (устаревшее название), амбарес, гуайамурес, боруи — группа индейских народов в Бразилии (штаты Баия, Минас-Жерайс, Эспириту-Санту и др.). Выделялись этнические общности бакуен, крекмун, накнанук, кренак и др., а также отдельные территориальные группировки (арана, нарокун и др.). Численность 2 тысячи человек. Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языках жепано-караибской семьи: чонвугн, накнанук, накрехе. Переходят на португальский язык. Занимались охотой и собирательством; в первой половине XIX в. освоили подсечно-огневое земледелие (маниок, кукуруза, батат, фасоль, бананы). Традиционное жилище — овальная (в плане) хижина, крытая ветками и пальмовыми листьями, в XIX в. из-за необходимости перекочевок, вызванных преследованиями колонизаторов, была заменена переносными ветровыми заслонами. Расширенные семьи объединялись в бродячие общины по 50—200 человек во главе со старейшинами. Система родства — гавайского типа. Традиционные верования — шаманство, культ духов. В ходе бразильской колонизации ботокуды были частично истреблены или ассимилированы (к началу XX в.). Исчезли накнанук, крекмун, бакуен. Потомки ботокудов, сохраняющие память о своем происхождении, живут вблизи постов Национального индейского фонда Бразилии [Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988. С. 110—111]. В фонде Г.И. Лангсдорфа хранится французско-ботокудский словарь [СПФ АРАН. Ф. 63. Оп. 1. Д. 24. Л. 9—15 об.] (см. примеч. 162).

[3] Сибота, или шипота, шипута (xiputa), — плод жаботикабы Mouriria elliptica из семейства меластомовых (см. примеч. 87).

04.05.2017 в 21:18


Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридическа информация
Условия за реклама