14 [июля]. Утром холоднее обычного, только 7°, в [фазенде] Вогаду сырой туман, который, однако, к 9 часам рассеялся. Несколько негров, имеющихся на этой фазенде, занимаются расчисткой поля, чтобы в сентябре устроить пал, а затем на поле сеять кукурузу. Я очень часто удивлялся, что при очень небольшом количестве рабов на фазендах выполняют большой объем работы, и я этого не мог понять, поскольку мне приходилось прилагать немало усилий, чтобы заставлять работать моих людей. Наконец, я понял причину. Здесь, когда говорят о числе [рабов], то учитывают только рабов мужского пола, работающих на расчистке и в поле. Все женщины заняты дома, например, мелют кукурузное зерно, варят кукурузный корм для свиней и коров, прядут и ткут, кормят кур и т.п.
Примечание. Сегодня написал № 18 в Мандиоку.
Священник Жуан Бонифасиу Дуарти-Пинту, замечательный и предупредительный человек, дал мне следующие путевые инструкции. Чтобы попасть отсюда (из алдеи) в Президиу, надо через четверть легуа сойти с большой дороги, которая пролегает справа и ведет в Кампус-дус-Гуайатекасис, и следовать по левой дороге. Пройдя немного, примерно четверть легуа, надо следовать по дороге, которая идет справа, а затем надо направиться к фаз[ен]де Ант[они]у Родригиса Гомиса, далее — к часовне Сан-Жуан-ду-Параупеба, неподалеку от которой расположена фазенда капитан-мора Пиранги Ант[они]у Жануариса, человека гостеприимного. На третий день прибываешь в Президиу, пройдя 10 легуа от алдеи Помба.
Там следует спросить господина капитана Гонсала, в случае, если не окажется господина Гидо.
***
Этот священник сказал мне, что эта церковь в алдее построена года 54 или 56 тому назад, ради распространения христианства среди индейцев.
Он третий [по счету] священник этой церкви и служит в ней вот уже 12 лет.
Сначала в его приходе были только индейцы, около 5000 человек. Индейцев постепенно вытесняли другие люди, прежде всего рабочие рудников. Они создавали фазенды, и в 1816 г. их уже насчитывалось 10 000 человек, в конце 1823 г. в общей сложности было 13 500 человек — белых, мулатов, негров, свободных и рабов.
В приходе имеется 9 маленьких и больших церквей и часовен, а именно:
Главная церковь — мученика Сан-Мануэла, она же — Помбский собор.
1. Часовня Милосердной Богоматери (аррайял М[ерси]с).
2. Часовня Даров на Турбу ([название] реки).
3. Часовня Зачатия на Турбу.
4. Часовня св. Иосифа на Параупебе.
5. Часовня св. Риты на Турбу.
6. Часовня св. Иосифа в [селении] Баррозу.
7. Часовня св. Анто[ния] в Порту-Алегри д’Уба.
8. Часовня Зачатия Богоматери на реке Нову (в верховьях).
9. Часовня св. Иоанна Непомуцкого на р[еке] Н[ову] (в низовьях).
Все часовни и поместья (Два слова вписаны над строкой.) по ту сторону реки Помбы относятся к комарке Сан-Жуан-дел-Рей, по эту сторону — к комарке Ору-Прету. ([Здесь находится и] Помбский собор.)
Часовни по эту сторону Параибы в Минас[-Жерайс] должны, по сути дела, относиться к этому церковному приходу, однако некоторые из них подведомственны Канта-Галлу, что несправедливо, поскольку в этом случае они должны относиться к епископству Рио-де-Жан[ей]ро, хотя расположены в провинции Минас-Жерайс. Подобного рода неправильное разграничение и деление встречается во всех провинциях, так что в этой области необходима общая реформа.
Священник мне также сообщил, что при вступлении его в должность 12 лет назад было всего 4 часовни, а за эти годы появилось еще несколько и должны еще появиться, и что поблизости от реки Параибы предполагается построить еще множество часовен.