12 июля. Проведя здесь несколько часов и раздобыв (Слово вписано над строкой.) хороший портвейн и сыр с хлебом, мы возвратились в так называемый аррайял Ору-Гросу, а поскольку здесь не было ночлега ни для нас, ни тем более для наших животных, мы решили вернуться к нашему старому другу Мануэлу Перейра-да-Силва, куда мы и прибыли к 5 часам и были дружески встречены.
Мне сказали, что его дочь, которая живет в 1 легуа отсюда, больна и просит меня: посетить ее. Я нашел ”сопрессио менструм” и с ее мужем утром 13-го возвратился к его тестю, чтобы он меня проводил до алдеи Помба, где были мои лекарства, из которых я дал то, что счел полезным для нее. От М[ануэ]ла Перейры до алдеи Помба, которая еще называется ”алдея-дус-Индиус”, не менее 5 легуа. Наших лошадей поздно нашли на пастбище, поскольку все утро был густой туман. Как только туман рассеялся, после 9 часов, мы сразу же отправились в путь. Лишь вечером, к закату солнца, мы прибыли на фазенду Вогаду, где нашли всех в полном здравии, особенно Константина, которому выстрел не причинил ни малейшего вреда.
На расстоянии примерно 1 легуа от алдеи справа в Помбу впадает река Формозу, через которую переброшен плохой, шаткий и высокий мост. Река эта довольно широка. Дальше встречается еще множество мелких ручьев, самый большой из которых Пасса-Синку.
В лесах, через которые мы проезжали, нам встречались величественные деревья редкой высоты и диаметра, особенно несколько ”жакатипас”, которыми восхищается каждый проезжающий, даже бразильцы. У одного ствол такой толщины, что его едва смогли обхватить 5 человек.