24.05.1824 ***, Минас-Жейрас, Бразилия
24 [мая]. Сильны туман, однако не так холодно и сыро, как в Энтри-ус-Моррус. Пастбище было хорошее, и около 9 часов утра мы продолжили наш путь. Мулы теперь идут, не доставляя нам каких-либо неудобств. Местность исключительно однообразна. На протяжении 3 легуа мы проходили через следующие места, т.е. мимо следующих домов, хижин или ранчо: из Эстивы в Асеведу, где имеется небольшая венда, в Ус-Кокейрус, или Луиз-Ант[они]у, где много пальмовых деревьев жадага, образующих красивые группы; Собрадинью, большую долину ”Россинья-ду-энженью”, где живет капит[ан] Жозе Нунис, множество домов, глубокая, обширная долина, венда и большая фазенда Шапеу д’Увас, церковный приход д’Ассумпсан, мало домов. Приход насчитывает 368 очагов. Таовис, где настелена большая гать из [стеблей]; Франка-Пруэйрус, Луиз-Феррейра, [где есть] Andropogon; [на этой фазенде имеется] кузнец, венда и маленькая капелла, а кроме того, еще ”бом-ретиру”, где мы нашли хороший ночлег в доме, венду и хорошее пастбище.
24 [мая]. Сегодняшний день принес нам мало интересного, хотя мы видели птиц больше, чем обычно, и среди них выделяются некоторые арара, попугаи и туканы. Очень мало насекомых и [в особенности] бабочек, поскольку день был пасмурный и солнце показалось лишь около полудня.
Повсюду большая нужда. Почти нет даже обычного продовольствия. Зажиточные люди держат своих коров на кампосах на расстоянии 10 легуа отсюда; однако молока в доме нет, нет и яиц. Все необычайно дорого.
Энженью (энженьо) — небольшой сахарный завод вместе с плантацией сахарного тростника. Вот как современные энженью описывает Э. Коэльо ди-Соза: «Есть несколько разновидностей энженьо. До сих пор сохранились так называемые ”тропишес”, машины, которые приводятся в движение силою упряжки животных, обычно быков, и ”водные энженьо”, которые по конструкции водяного колеса делятся на ”копейро”, ”ковильете” (”мейо копейро”) и ”растейро”, т.е. имеющие колеса верхнего, среднего и нижнего боя.
...На северо-востоке энженьо обычно называют банге. Это типичные предприятия времен зарождения сахарного производства... Возникнув на бразильской земле еще в самом начале колониального периода, эти кустарные заводики создали своеобразную ”сахарную цивилизацию”. Характерной ее фигурой был хозяин энженьо, который вел пышную жизнь в каза гранде и обычно пользовался в округе большим престижем и политическим влиянием. Обладая обширными латифундиями, великолепными плантациями сахарного тростника, многочисленными рабами и хорошо оборудованными энженьо, он является представителем богатейшей сельской аристократии.
Методы производства сахара и оборудование энженьо и поныне все те же, что были в колониальные времена.
В период уборки урожая на энженьо кипит работа. Сахарный тростник, доставляемый на арбах, запряженных волами, или на вьючных ослах, сразу же направляется на небольшие деревянные вальцы. Полученный сок сливают в котлы, где он подвергается нагреванию на открытом огне. После отстоя сок переливают в медные чаны, где он сгущается. Затем, пройдя примитивную очистку, сахар разливается в глиняные, деревянные или железные формы, которые ставят на доски с отверстиями, чтобы стекла патока, идущая на изготовление бурого сахара или водки. Для придания белизны в сахар добавляется особая глина. Готовые сахарные головы выставляются затем для просушки на солнце...
Во внутренних районах Бразилии сохранились многочисленные ”энженьокас” — крошечные энженьо, вырабатывающие рападуру — продукт, занимающий видное место в рационе сертанежо [жителя сертана, внутренних засушливых районов Бразилии].
В настоящее время банге и энженьокас наиболее характерны для штата Минас-Жерайс.
04.05.2017 в 12:32
|