23 мая. Наши животные прибыли с некоторым опозданием, зато все до одного, так что около 9 часов утра мы смогли отправиться в путь. Мы решили сегодня сделать маленький дневной переход, поскольку г[осподин] Рубцов собирался зафиксировать солнечную и лунную дистанции, а г[осподин] Ридель — переложить все свои растения. В первые полчаса путь проходил мимо замечательного водопада, который, однако, со всех сторон был окружен столь густыми зарослями, что г[осподин] Ругендас не сумел сделать зарисовку. В непосредственной близости стояла и цвела великолепная рюэллия. Затем, преодолев крутую гору, мы прибыли в Ант[он]иу-Моррейра, долину, замкнутую со всех сторон. Оттуда — в Кейрозу, в россинью ди-Кейрозу, в Жозе-Фернанду и, наконец, оставив позади 2 легуа, в Эстиву, т.е. ”бревенчатый мост”. С вершин некоторых гор перед нами открывалась дальняя перспектива, можно было отчетливо видеть, что мы находимся на нагорье; горы не слишком обрывисты, скорее волнообразны, а леса становятся более редкими, меньше высоких деревьев.
Сама растительность приобретает иной характер. Мы видели целые леса такуараса, т.е. бамбука, много пасленовых и сложноцветных, деревьев, [из рода] сингонантус, [которые здесь называют] вееропиас, а иногда и такие деревья, которых мы, пожалуй, и не видели. Множество бабочек, и только лишь единичные [экземпляры] жуков. Среди птиц ничего примечательного.
Места вообще более открытые, свободные, более застроенные, через каждые полчаса попадается хижина, ранчо или венда. Все фазенды в здешних местах тянутся на 1/2 легуа вдоль дороги и на 3 легуа в глубину, т.е. на 1 1/2 легуа вправо и влево от дороги. Таков здесь восходящий к старым временам способ межевать земельные владения.
23 мая. Теперь приходят иногда поселенцы со стороны, так что постоянно возникают споры из-за границ владений, которые не были точно обмерены.
Здесь повсеместно крупные муравьи являются бедствием сельских жителей.
Повсюду царит бедность. Проезжающих постоянно обманывают, и даже за деньги невозможно ничего получить. Даже самого обыкновенного продовольствия. Вот уже несколько дней лишь от случая к случаю нам удается купить немного бобов или кукурузы. Молока нигде не найти, почти нет яиц. Водка стоит более чем вдвое дороже, чем в Рио[-де-Жанейро], бутылка кашасы стоит 160 рейсов (1 франк). В некоторых местах даже и ее нет. Бутылка вина стоит 1 1/2 патако. В этом году повсюду нехватка бобов. Мешок кукурузы стоит 4 патако.