В начале 20-х годов в Праге был основан "Русский народный университет". Его ректор - профессор-биолог Михаил Михайлович Новиков - часто с гордостью вспоминал, что был последним свободно избранным ректором Московского университета. Народный университет, в сущности, не был учебным заведением: в нём не было ни систематических курсов, ни постоянного состава студентов. Он сочетал в себе функции лекционного бюро и книгоиздательства. Организовывал лекции на разные темы в Праге и в провинциальных чешских городах, а главной его деятельностью считалось издание нескольких томов "Записок" - сборников научных статей.
В начале 30-х годов университет изменил название и своё возглавление. Он стал называться "Русским свободным университетом", а его ректором стал профессор ботаники Василий Сергеевич Ильин. Сфера деятельности университета, с одной стороны, расширилась, а с другой -сузилась. Появились систематические курсы русскою языка для чешского студенчества, а книгоиздательское дело перешло в руки "Русского научно-исследовательского объединения", основанного инициативой и трудами проф. B.C. Ильина.
Продолжению издания русских научных трудов грозила серьёзная опасность ввиду сокращения чешской субсидии. Надо было искать другой источник доходов, и B.C. Ильин прекрасно разрешил эту задачу. Ежегодно в Татьянин день (12/25 января) в обширном зале в чешском Народном доме "на Виноградах" устраивался роскошный концерт-бал. Для его подготовки проф. Ильин привлекал к работе всех членов Академической группы, а также их жен и взрослых дочерей.
Писалось множество приглашений, привлекались к участию все лучшие силы русского и чешского музыкального и театрального мира, включая балет. Татьянин праздник был очень популярен в чешском и русском обществе, и зал всегда был набит битком. После концерта устраивались, конечно, танцы.
Сам я никогда не наслаждался видом и звуками всех этих прелестей, ибо сидел с одним коллегой из Академической Группы весь вечер и почти всю ночь на холодной площадке Виноградского Народного дома, продавая входные билеты публике, которая валом валила на наш праздник. Многие из приглашенной чешской интеллектуальной знати по почте присылали, кроме денег за билеты, еще добавочные пожертвования.
Помимо билетов и пожертвований большой доход давал и прекрасный русский буфет. О нем я вспоминаю с особым удовольствием, ибо милые буфетные дамы значительно облегчали холодную жизнь двух кассиров, принося нам в подарок теплые и вкусные бутерброды. Наше научно-исследовательское объединение не порывало ни формальной, ни личной связи с Русским свободным университетом и его замечательным ректором Василием Сергеевичем Ильиным. Но, по существу, "объединение" было особым учреждением, имевшим свою специальную задачу - издание трудов русских ученых. Оно подразделялось на две секции: председателем естественнонаучной секции был B.C. Ильин, а председателем гуманитарной секции, А.Н. Фатеев, бывший профессор юридическою факультета Харьковского университета. Председатели секций дружно сотрудничали, хотя по характеру были полной противоположностью друг другу.