Тувинцы, в то время, были очень отсталые люди, для них все было в диковинку, не только самолет или машина, а даже телега на четырех колесах. Они прожили всю свою жизнь в горах, кочевали на лошадях верхом. Не видели телег, машин, поезда.
Начальник пограничного округа был впервые на участке тувинского погранотряда. Ему хотелось самому ознакомиться с обстановкой и планом строительства новой погранзаставы. Эта первая застава на границе МНР и СССР.
Когда автономная тувинская республика вошла в Союз Советских Социалистических Республик, государственная граница отодвинулась на юг. Прошло десять лет. Застава жила во временно построенных землянках. Нашей инженерно-строительной роте предстояло построить современную заставу.
Ознакомившись с проектом и разбивкой на месте казарм, начальник округа обратился к подполковнику Головину:
-Мне не нравится планировка казарм. Главный фасад располагается во двор. Как это переделать?
Как раз в это время присутствовал представитель из Новосибирского отдела, капитан по званию. Но Головин и капитан на замечание генерала не отреагировали.
Я воспользовался этой паузой и обратился к генералу, попросил разрешения высказать ему свои соображения.
Генерал ответил:
-Давай, лейтенант выкладывай! Что там у тебя?
Я предложил:
-Можно сохранить план казармы, таким как он есть, только само здание главным фасадом развернуть в сторону речки. Будет удобно, кухня и столовая расположатся сзади двора к складам.
Генерал внимательно меня выслушал, посмотрел на проект. Я его развернул перед ним на столе. А потом посмотрел на меня в упор и говорит полковнику Головину:
-А ведь он дело предлагает! Мы что-то не сообразили. Не надо лишних затрат. Все остается на месте. Молодец, лейтенант! Так и порешим. Делайте разбивку под фундаменты. Приступайте к работе.
Головину хотелось знать мнение главного инженера, который был направлен в нашу часть, но он где-то задержался в пути. Приходилось решать без него.
Из строительной роты был только я один строитель. Командиром роты был назначен Бороздунов, он был строевой командир, не строитель.
Замполитом роты был капитан Архипов – пограничник. Командир второго взвода старший лейтенант Комаров тоже строевой командир. Комсорг роты лейтенант Яковенко - комсомольский работник. Все остальные офицеры также не были специалистами по строительству.
Мне одному пришлось принимать всю техническую часть на себя.
Начальник отдела подполковник Головин, улетая, не дождался главного инженера капитана Мышкина, приказал командиру роты майору Бороздунову назначить меня старшим инженером роты и одновременно командиром первого взвода.
Не прошло и недели, как пришел приказ из отдела: на границе оставить один взвод на строительство казармы, жилого двухквартирного дома для офицеров, бани, склада, овощехранилища. А второй взвод и штаб роты перебазировать в город Кызыл на строительство жилых домов погранотряду в самом военном городке.
Я оставался со своим взводом на погранзаставе. Вместе со мной находились старший лейтенант фельдшер Елесин и сержант сверхсрочной службы инструктор строительных работ Татарников со своей женой.
Мы вели в основном два объекта. Строили баню и казармы. Стены рубили деревянные из бревен. Лес готовили на месте. Сами рубили и возили на машинах. Лесу было много, но он был не качественным, середина гнилая с дуплами.
Мы понимали, что нам надо до зимы обеспечить себя жильем. В первую очередь строили баню. Рубили стены для казармы и стремились сделать перекрытия. Чтобы на зиму можно было переселиться из палаток.
Когда построили баню, я в ней занял две небольшие комнатушки – раздевалку и моечную, а военный фельдшер старший лейтенант Елесин прачечную и парную. Помещения были сделаны на 80%, не успели произвести штукатурно-малярные работы, которые отложили на 1955 год.
В казарму в первую очередь вселили старшего сержанта Татарникова с его женой, в ней была отделана комнатушка и санчасть, а во вторую очередь переселили из палаток личный состав. Уже на дворе были морозы до 10-15 градусов.
Казарма к весне была готова на 80%, выполнены все плотнические и столярные работы. Оставалось сделать наружную обивку стен шпунтовой доской в елочку.