И вот, как то все еще не верилось, что мы покинули эту злосчастную зону, где нам неоднократно сулили здесь похоронить свои кости. Да, так вероятно и было бы, если не умер Сталин и, если бы центральный Комитет КПСС не разоблачил Берия, как матерого врага Коммунистической партии и Советского народа.
Наши машины направились в Караганду через Джумабек, где мы проходили в зимнюю темную ночь шесть лет назад.
В Джумабеке меня встретили два моих друга: врач и наш старший агроном, с которыми мы проработали в течение шести годов, перенося все тяжести и невзгоды лагерной жизни.
Наша машина прибыла в Караганду около 11 часов дня. Сделали остановку около милиции, где нам выдали паспорта, верно паспорта были с некоторыми гражданскими дефектами.
Получив паспорта нас на тех же машинах отвезли на вокзал, там купили для каждого по ж.д. билету и раздали на руки.
Когда я сошел на карагандинскую землю, с паспортом в кармане мне не верилось, что я свободный человек и что я могу идти не имея за своей спиной человека с винтовкой, не имея окрика "Шаг в право, шаг в лево стреляю без предупреждения!"
Да, после 14 летнего пребывания в заточение, с трудом верилось этой действительности.
Эту ночь я провел на вокзале, ночью выйдешь на улицу, подышать свежим воздухом, всюду проходит народ и никто тебе не говорит, что выходить нельзя…
На другой день встали утром, позавтракали и примерно около 3х часов дня нам объявили "идти на посадку, состав на Москву уже подан"
Просто не верилось 14 лет без вооруженного конвоя ни на шаг, а тут объявляют, иди, пожалуйста, как на равнее со всеми гражданами…
Забрав свой скудный скарб, я отправился к своему составу. И вот подходя к поезду, на путях я увидел прекрасные цельнометаллические вагоны, с прекрасной отделкой, с широкими окнами, а внутри вагона виднелись зеркала, вагоны были третьего класса.
Видя такие прекрасные вагоны, я пришел в неописуемый восторг, уж очень они мне понравились и я не удержался и свой восторг выразил вслух – А вот бы нам в таких вагонах ехать до Москвы!
И чтожь, когда я подошел к нашему поезду и вошел в вагон, то моей радости не было конца, как все здесь было хорошо, чисто и красиво. В каждом купе зеркало, и это в вагоне третьего класса.
Проводница вагона нас приняла очень гостеприимно. Нам каждому было выделено свое место.
Наступило время спать, как то становилось странно, второй раз без вечерней поверки, а их за 14 летнее мое лагерное пребывание было произведено 5123.
Наряду с такими минимальными человеческими удобствами, мне невольно вспомнилась поездка из Москвы до Коми, когда нас везли в двух местном купе 9 человек, вместе с парашей, да еще в летнее время или, когда из Коми АССР в Спасск в телячьем вагоне с проверкой без последнего и с деревянным молотком, в руках проверяющего…
Здесь уже мы были избавлены от таких издевательств. Я здесь ехал равноправным Гражданином Советского Союза.
В вагоне ехали два молодых человека с целинных земель, они по нашей просьбе рассказали нам вкратце, как на целине идет работа и какие на первых порах приходится преодолевать организационные трудности. И все же несмотря на ряд организационных трудностей, работа идет хорошо по освоению целинных земель…
Поезд двигался вперед, вот скоро Москва., ведь я в ней не был четырнадцать лет с лишком. Как то она меня примет? Дадут ли хоть ночку побыть в ней, вместе со своими родными и близкими?
Я знал, что в квартире продолжают жить гнусные стукачи…