До 1948 года, октября месяца на л/пунктах находились вместе мужчины и женщины, но помещались в разных бараках, но это была лишь одна формальность и то только для приезжающего начальства, а практически дело обстояло не так:
Если в этапе прибывали женщины или девушки, то в первую очередь на вахту шел нарядчик, фельдшер и комендант, выбирали себе жен, а если та или иная женщина отказывалась от этого гнусного предложения, то ее доводили до такого состояния, что она вынуждена была согласиться на сожительство с тем или иным лагерным придурком и жили они, как муж и жена. Не редко имели детей. Дети воспитывались до 1,5 годичного возраста в детских яслях, куда для кормления детей ходили Мамки.
Достигнув полуторагодичного возраста, детей отправляли в детские дома или же к родителям матери, если они пожелают.
Надо сказать, что со стороны Государства забота о детях и мамках была прекрасная…
Не редки были случаи, когда администрация л/п покровительствовала совместному сожительству.
Хороший лесоруб имеет лагерную жену, она работает на общих работах ей тяжело, тогда ее сожитель идет к н-ку л/пункта и говорит "н-ик освободите мою жену (имярек) от общих работ и переведите ее работать в зону, за это я вам буду давать две нормы выработки; одну за себя, вторую за жену".
Администрации конечно желательно иметь больше кубиков и она соглашается с предложением уркача, и его жену переводят в зону, в качестве уборщицы или поломойки.
Или бывали такие случаи – Жену хорошего лесоруба направляют в этап, ее сожитель об этом узнает придя с работы, тогда он бежит к н-ку л/п и чуть не со слезами его умоляет, чтобы жену не отправляли в этап, Н-во (начальство) не соглашается.
На следующее утро работяга на работу не выходит, его сажают в изолятор, он там сидит день – два, а то и больше, а кубиков то нет. Из Управления звонят почему нет кубиков? И это продолжается несколько дней. В конце концов администрация сдается и жену уркача освобождают от этапа.
За 14ти летнее мое пребывание в лагере много пришлось увидеть такого, что на воле, как говорят и во сне не приснится…
В общем к уркачам надо иметь особый подход, не то, что к осужденным по 58 ст., если вы их хотите заставить работать! Старое лагерное начальство этот подход к ним имело.
Я помню на 17 л/п был н-к бывший Одесский грузчик, человек хороший. Бывало идет он по зоне, а где ни будь со стороны кричит работяга – доходяга гр Начальник! Начальник услышав голос работяги останавливается, выслушивает работягу и окажет ему соответствующую помощь в том или ином вопросе…
Но за то и ему работяги за добро платили добром.
В его л/п не было ни одного случая не выполнения месячного плана. Если в первую декаду месяца с выполнением плана дело обстоит плохо, он бьет тревогу, созывает общее собрание заключенных и перед ними выступает "мол мы с вами разве хуже других, что плетемся в хвосте и т.д. и т.п.
Он никогда в невыполнение плана себя не отделял от общей массы заключенных, ни когда не имел привычки кричать и ругать з/к. Он хорошо знал, что в не выполнение плана не всегда виноваты работяги. Он по душам поговорит с работягами и смотришь к концу м-ца производственный план по всем показателям, не только выполнен, но и перевыполнен, и л/п выходит на первое или второе место в лагере.
Бывало на общем собрании то тут, то там раздаются голоса "Начальничек не подведем!"
И смотришь не подвели.
Да, к заключенному независимо от его срока, состава преступления, надо иметь человеческий подход, а этого со стороны администрации подчас не было…