Инвентаризация была проведена на основе особо выработанных инвентарных карточек, и я вошел в думу с ходатайством об ассигновании средств на составление специальных шнуровых инвентарных книг, в которые должны были быть переписаны карточки и рядом с описанием каждой картины наклеена фотография с ее общего вида и деталей. Осуществить этого, однако, не удалось до настоящего времени.
Из новых приобретений, которыми удалось пополнить Галерею, хотелось бы отметить хотя бы только наиболее значительные. К таким относится покупка портрета А.С.Пушкина работы Кипренского. Портрет Пушкина, писанный в 1827 году Тропининым, находился уже в Галерее, приобретенный Остроуховым в 1909 году. Знаменитый портрет Кипренского того же года находился у сына поэта, почетного опекуна, генерала А.А.Пушкина, не хотевшего при жизни расставаться с ним. Только в 1914 году, после смерти Александра Александровича, портрет удалось купить у его сына. Это дело устроил Черногубов, вовремя сигнализировавший опасность потерять его для Москвы: великий князь Георгий Михайлович, президент Русского музея, не пожалел бы никаких денег для приобретения его в музей.
Большим делом было приобретение "Разборчивой невесты" Федотова, пополнявшей скудное тогда еще собрание картин этого мастера, столь блестяще представленного в Румянцевском музее.
Немалым событием явилось одновременное приобретение картины Левицкого "Мальчик в маскарадном костюме" (портрет Ф.П. Макеровского в детстве) и двух картин Михаила Шибанова - "Сговор" и "Крестьянский обед". Первая картина была необходима как единственный тип портрета-картины, отсутствовавший до тех пор в Галерее, а вторые были вообще сенсационным открытием нового художника XVIII века, считавшегося до того полумифической фигурой в русском искусстве. А между тем картина его "Сговор" обнаруживает в авторе большое мастерство, недюжинный композиционный талант и дар характеристики.
Вместо выбывшего из состава Галереи и тем самым из каталога имени художника Лосенко, оказавшегося Фирсовым в тот же день, когда были куплены картины Левицкого и Шибанова, у того же владельца, правнука Макеровского, дружившего с Левицким, мы приобрели чудесный эскиз Лосенко к его известной картине музея Академии художеств - "Прощание Гектора с Андромахой".
Важным также было приобретение первого эскиза портрета Павла I С.С. Щукина.