Вскоре после основания нового поселения сюда прибыли все заледеевские субботники и молокане в количестве около 1.000 человек, из которых почти 2/3 приходилось на долю иудействующих, а остальные были воскресники.
То обстоятельство, что субботникам и молоканам был воспрещен переход из раз избранного места на другое и что облюбованная ими для деревни местность была окружена землями татар, послужило сначала причиной основания в Юдиной общинного землевладения, а впоследствии повлекло за собою оскудение сектантов.
Дело в том, что новым переселенцам из татарских земель было нарезано в надел всего по 8 десятин разных качеств земли на ревизскую душу, что для этой части Минусинского округа, где почва не удобряется и родит хорошо только при условии чуть не ежегодной перемены старой земли на совершенно новую, было весьма недостаточно и заставило сектантов, несмотря на бывшие в первое время религиозные распри, владеть землею на общинных {Автор имеет в виду общинно-уравнительную форму (переделы), которая по отношению к пахотным землям получила пока распространение только в одной из сибирских губерний -- Тобольской.}, не известных почти в Сибири, началах.
Общинность эта, в связи с необыкновенным трудолюбием жителей и абсолютною в первое время трезвостью их, сразу подняла д. Юдино на высокую ступень земледельческой культуры, так что тогда уже нужно было думать о приобретении рынка для сбыта большого количества хлеба и овощей.
С одной стороны -- сбыть было не легко, с другой -- не трудно: выезд субботникам и молоканам из Юдиной, как мы уже сказали, строго воспрещался и, чтобы отлучиться, например, на самое незначительное расстояние, приходилось брать всякий раз особый вид, что, конечно, совершенно убивало торговлю; вместе с тем сектанты не имели почти конкурентов: культура сибиряков стояла тогда на невысокой ступени; в старинной, например, д. Арбатах, в 35 вер. за Юдиной в то время и долго после не было вовсе телег, не было никуда колесной дороги, о культуре земледельческой не могло быть и речи. С трудом пополам субботники и молокане добивались все-таки разрешения кой-когда сплавить хлеб по р. Енисею, на север губернии, но этого было мало: ежегодный запас хлеба и овощей, масса скота далеко превышали местное потребление. К счастию, открывшиеся по близости в округе золотые прииски создали громадный спрос на продукты юдинских жителей; с этого времени экономическое положение деревни начало улучшаться весьма быстро.
Прошло лет 8--10; Юдино разрослось в большую деревню и вытянулось в одну длинную трехверстную улицу, которая разделяется речкою на две "стороны": "субботническую" и "молоканскую", хотя постройки идут беспрерывно; сектанты жили припеваючи и служили примером для сибиряков, которые и теперь хвалят "молокан": "что и говорить -- народ трезвый, работящий, стра-асть работящий!",-- услышите вы на всем пути в Юдино {Юдино -- одна из многих деревень в Сибири, где крестьяне с успехом делали опыты искусственного орошения.}.
Устраиваясь в материальном отношении, сектанты не забывали и духовной стороны: субботники и молокане строго соблюдали каждый свое учение; между разнородными сектами прекратились споры, каждый твердо держался своего; словом, в Юдиной жили два общества с выработанными и ясными для них взглядами на жизнь.